Некрополь Завидовского храма

Митрополит Алексий (Коноплев)

Биография

Родился 28 января 1910 года в городе Павловске Воронежской губернии.

После получения среднего образования с 1929 по 1933 год исполнял обязанности псаломщика в Преображенском соборе города Павловска.

В октябре 1941 года был мобилизован в ряды Советской Армии.

5 мая 1942 года получил ранение. После излечения снова направлен на передовую. Был ранен вторично и после госпиталя, как нестроевой, откомандирован в военно-дорожный отряд. День Победы встретил в звании старшины и награждён медалью «За боевые заслуги». При увольнении в запас в 1945 году ему была вручена грамота командующего войсками Ленинградского военного округа Маршала Советского Союза Л. А. Говорова с благодарственной записью.

13 июня 1948 года ректором Московской духовной академии архиепископом Гермогеном рукоположён в сан диакона.

В 1955 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия.

6 июня 1956 года пострижен в монашество, а 14 июня возведён в сан архимандрита.

21 июля 1956 года хиротонисан во епископа Пермского и Соликамского.

С 14 марта 1957 года — епископ Лужский, викарий Ленинградской епархии. Назначен настоятелем возвращенного верующим Троицкого собора бывш. Александро-Невской лавры и руководил работами по его восстановлению.

14 ноября 1961 года назначен епископом Тульским и Белёвским.

25 февраля 1964 года возведён в сан архиепископа.

С 27 января 1966 года — архиепископ Рижский и Латвийский.

25 ноября 1968 года Советом Московской духовной академии присвоено звание магистра богословия за сочинение «История Тульской епархии со времени её учреждения (1799—1917)».

19 апреля 1978 года назначен архиепископом Калининским и Кашинским.

7 сентября 1981 года возведён в сан митрополита.

Активно участвовал в жизни своей епархии. Он не только совершал богослужения, но часто сам принимал участие в клиросном чтении и пении. Им написан ряд церковных песнопений.

Вступив на Калининскую кафедру, владыка Алексий возбудил ходатайство о прославлении Тверских святых. Это ходатайство увенчалось успехом. Празднество святым, в земли Тверской просиявшим, по прошению высокопреосв. Алексия, установлено Святейшим Патриархом Пименом и впервые было совершено 14-15 июля 1979 года, в Неделю 5-ю по Пятидесятнице. Владыка Алексий составил текст службы Всем Тверским святым.

Пройдя тяжелыми дорогами войны, митрополит Алексий всех призывал к миру и сам много уделял внимания миротворческой деятельности. Он имел ряд наград от Советского комитета защиты мира.

Скончался 7 октября 1988 года в Твери. Погребён на территории храмового комплекса в селе Завидово Конаковского района Тверской области; могила за алтарём Успенской церкви.

Воспоминания современников

  • Протоиерей  Валерий Ильин:

Я видел в нем ревностного служителя Божия. Он мне рассказывал, как в 1920-30-е годы был лишен избирательных прав, как он не мог обувь купить, как был псаломщиком в Павловске. Он сидел в тюрьме, был в Свирских лагерях. Потом судимость сняли. Очень даровитый человек, труженик. Никогда на месте не сидел: ноты писал, в столярке строгал, золотом вышивал, облачения и подрясники себе шил, иконы писал и реставрировал. Поспеет рябина — говорит: «Надо вина сделать», и я рвал ягоды, выжимал сок. Помидоры в теплице выращивал. В огороде копался с больной ногой: она у него черная, раненая. Я говорю: «Не надо», он отнекивается: мол, я потихоньку. Очень он любил книги. Мы их друг другу дарили.

Награды митрополита Алексия

  • Церковные:
    • крест на клобук (вместе с возведением в сан архиепископа, 25 февраля 1964).
    • ношение второй панагии (во внимание к церковным заслугам, 1 июня 1988).
    • ордена Русской Православной Церкви прп. Сергия Радонежского 2-й (в связи с 70-летием, 11 января 1980) и 1-й степени (в связи с 75-летием, июль 1985).
  • Светские:
    • орден СССР Отечественной войны 1-й степени и юбилейная медаль «40 лет победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (29 апреля 1985).

Старшина Коноплев, митрополит Алексий
В нем воплотилась вера в Бога и верность Отечеству
Виктор Александрович Коноплев был человеком столь разносторонних талантов, что поневоле задумаешься об особом явлении миру этого человека. О богоизбранности. О любви-испытании, что дарует Всевышний тем, кто в нем нуждается.

Силой духа таких людей и поныне крепка наша тверская земля, на которой верой и правдой служил митрополит Алексий. Родом из 1910 года, он успеет за годы земной жизни столько, что хватило бы и на много судеб. Без отца остался в 12 лет. Матушка растила его по совести и вере. Чем такой путь мог завершиться, нам сейчас легко представить. Псаломщик Покровского храма, что в городе Павловске Воронежской области, Виктор Коноплев попадает под подозрение органов в стремлении к церкви, и этого хватает, чтобы оказаться под подозрением НКВД. Но даже и там были вынуждены признать качества его личности. Перед нами документ той эпохи – характеристика 27-го отдельного батальона части тылообеспечения от 26 сентября 1936 года: «Работал на строительстве в качестве чернорабочего. Приобрел квалификацию табельщика. К работе относился добросовестно. Дисциплинарных взысканий не имел. Производительность труда за 6 месяцев 1936 года в среднем 200 процентов. Принимал активное участие работе кружков, занимался с группой ликбеза. Премирован, имеет благодарность. Темы политзанятий усвоил хорошо. Но глубоко не разбирается в политике партии и правительства, потому что до сих пор придерживается своих религиозных убеждений, что и удостоверяется».

Удостоверяем и мы: не отрекался от убеждений и позже, и всю свою жизнь. И на фронте, куда был призван в октябре сорок первого. За время войны судьба испытывала его на разных фронтах – Брянском, Прибалтийском, Ленинградском. Начинал с Северо-Западного фронта, 228-й полк 55-й стрелковой дивизии. О тех днях митрополит Алексий вспоминал так: «Пятого мая 1942 года получил нетяжелое ранение в грудь. После излечения направлен на передовую, где, будучи рядовым, исполнял обязанности помкомвзвода». На передовой и получил он тяжелое ранение: «26 июля немецкий снайпер прострелил локоть левой руки. Операция в прифронтовом госпитале. Затем госпитали в Крестцах Новгородской области и Бежецке Калининской области. В октябре направлен в батальон выздоравливающих, а затем как негодный к строевой – в 14-й ВДО (военно-дорожный отряд)».

Фронтовики вам расскажут, что наведение мостов и восстановление железнодорожных путей для воинских составов было делом не только чрезвычайно важным, но и до самоотверженности рисковым. По заминированной местности в самые короткие сроки надо было восстановить снабжение фронта живой силой и техникой. Силами 66-го механизированного военно-дорожного отряда восстановлены участки пути на территории Ленинградской, Калининской и Псковской областей.

Не любил владыко вспоминать о тех кровавых днях.Но, судя по газетным заметкам, старший сержант, а затем старшина Коноплев готовил своих бойцов грамотно, тренировал их в умении скрываться и нападать. Его опыт разведки командование считало достойным распространения через фронтовую газету.
Наверное, не будь этот боец воцерковленным и не скрывающим своих убеждений, его не обходили бы наградами. Но даже при этих обстоятельствах к концу войны грудь Виктора Коноплева украшали орден Отечественной войны первой степени, медаль «За боевые заслуги», медаль «За победу над Германией» и другие. В особом ряду – Грамота Маршала Советского Союза Говорова: «Провожая Вас, мы говорим от всей души: спасибо Вам, дорогой товарищ, за честную службу Отечеству. Ваших боевых заслуг в Великой Отечественной войне Родина и Ленинград не забудут никогда».

1945 год. Демобилизация. Искупавшись в первый раз в Рижском заливе в День Святой Троицы, 24 июня, будущий митрополит выехал домой.

Что ждало его там? Трудная стезя быть с Богом. Он приглашен в Павловское педагогическое училище преподавать игру на скрипке, но вскоре уволен только за то, что в праздник пел в церковном хоре. Служба в Воронежском кафедральном соборе, учеба в Московской духовной семинарии, затем в духовной академии. 6 июня 1956 года постриг в монашество с именем Алексий, и до конца дней земных – служение. Это его подвижническими трудами возродился Троицкий собор Александро-Невской лавры, восстанавливались храмы в Туле, Риге, Краснодаре и Воскресенский собор в Калинине. Особой заслугой митрополита Алексия стало учреждение в празднования Собора всех святых, в земле Тверской просиявших. Он часто повторял заветную мысль своего наставника патриарха Алексия I (Симанского): «Иго мое благо, и бремя мое легко есть» – и сам был духовным учителем многих достойных наших батюшек, среди которых архиепископ Тверской и Кашинский Виктор, митрофорный протоиерей Валерий (Ильин). Трижды приезжал поклониться памяти митрополита у могилы, которая бережно сохраняется у стен храма Успения Пресвятой Богородицы в селе Завидово, покойный патриарх Алексий II. Земля, которую защищал старшина Коноплев, бережно приняла митрополита Алексия.

Кира КОЧЕТКОВА

 

Живая крона рода

Фотограф: АРХИВ ЗАВИДОВСКОГО ДУХОВНО-КУЛЬТУРНОГО ЦЕНТРА

Духовно-культурный центр при Завидовском храме приглашает на аксаковские беседы и чаепития

Стоит набрать в поисковике фамилию Аксаков, как тебе с ходу сообщают, кто был автором незабвенного «Аленького цветочка» и повести «Детские годы Багрова-внука». Но именем замечательного писателя Сергея Тимофеевича Аксакова не ограничивается великий род. И не с него идет.
Он, род этот, объявший не одно столетие, занимает времена, соотносимые с историей самого нашего государства. Энциклопедия свидетельствует: Аксаковы, согласно их родословной, происходят от варяга Шимона Африкановича, крещенного под именем Семена в 1027-м, при великом князе киевском Ярославе Владимировиче Мудром, выехавшем с 3 тыс. подвластных ему людей из Скандинавии. От его правнуков: Федора Васильевича Воронца пошли Воронцовы, а от Юрия Васильевича Груньки в лице внука последнего Вельямина Андреевича Вельяминовы. Внук же Вельямина Иван Федорович Аксак стал родоначальником дворян Аксаковых.
На протяжении XI–XXI веков среди Московской, Московско-Калужской, Самарской, Уфимской, Тульской ветвей Аксаковых произрастали представители опорных, государственно значимых званий. Это были чиновники различных рангов, высшие офицерские чины, титулярные и тайные советники. Позднее – ученые, юристы, летчики.
Родовая, семейная энциклопедия – любовно воплощенная как идея Алексея Кулешова и его сподвижников, недавно была публично презентована в Москве. Это образец для многих и многих потомков. Не случайно она признана экспертами уникальным историко-генеалогическим изданием, не имеющим аналогов ни в России, ни в мире.
Но нас, тверичей, по понятным причинам интересует та веточка Аксаковых, что по праву ныне называется завидово-рябинкинской, но исторически она соотносится с пределами столичными. Эта публикация скорее приглашение самому читателю освоить новые пласты нашей духовной истории, поскольку, как известно, энциклопедии не пересказывают, их изучают.
А мы обратимся к событиям относительно недавним. Завидово с его старинными церквами исторически было центром благочиния, куда входил и храм села Рябинки. Поколения этого рода десятилетиями помогали местным храмам. В Рябинках стоял барский дом большой семьи Аксаковых, благодетелей и ответственных граждан. Об этом с детства знал настоятель храмового комплекса села Завидово отец Валерий Ильин, как и о том, что между Троицким и Успенским храмом было захоронение Аксаковых. Когда в 2003 году завершалась реставрация комплекса, пришло время и для упокоения памяти. Дело в том, что в годы безбожия Троицкий храм стал цехом, где выпускали елочные украшения. Под отходами этого производства со временем бесследно сгинули и разбросанные по земле надгробия. Возрождение храмов спасло и родовые памятники Аксаковых – Василия Николаевича, Сергея Васильевича, Капитолины Васильевны… Когда стараниями прихода и настоятеля обнаружились святые камни, произошло еще одно неслучайное событие. Именно в это время одному из потомков, ныне покойному Михаилу Аксакову, удалось выяснить, где еще были захоронены его родные. Вместе с Алексеем Кулешовым, мужем дочери Татьяны, он и приехал в Завидово. И буквально упал, обнимая теплые камни с родными именами. Памятники вновь установлены рядом с Троицким храмом, они находятся под заботой родных и благодарных завидовцев во главе с настоятелем. О степени их дружбы может сказать один только факт: на презентацию книги о своем роде Аксаковы пригласили отца Валерия вместе с его родными – зятем Петром Дубяго, внуком Павлом и дочерью Еленой. Благодаря творческим трудам этой семьи создан и работает в Завидове необыкновенно интересный интерактивный духовно-культурный центр. Теперь здесь ярко звучит и тема роли Аксаковых в истории нашей земли и всей России. Тема, столь актуальная для возрастания деятельного патриотизма в душах новых поколений россиян.

Автор: Кира КОЧЕТКОВА

Долгое возвращение

 На территории храмового комплекса Успенского собора в селе Завидово состоялось торжественное перезахоронение праха Сергея Николаевича Толстого, писателя, переводчика, одного из представителей так называемой тверской ветви рода Толстых. Сергей Толстой покинул Завидово в 1918 году и спустя почти сто лет вернулся в родные места.
В церемонии перезахоронения приняли участие настоятель Успенского храма благочинный отец Валерий, священник храма отец Петр, глава сельского поселения «Завидово» Дмитрий Окороков, глава администрации поселения Алексей Пляскин, директор школы села Завидово Нина Борисова и многие другие. Проститься с Сергеем Толстым пришли и ученики школ из села  Завидово и деревни  Мокшино,  местные жители.
В начале встречи  собравшиеся в музее храмового комплекса «Успенский храм в Завидове» прослушали лекцию  Елены Павловой, директора Дома-музея поэта С. Дрожжина о творческом пути Сергея Толстого и его семье. Родители С.Н.Толстого были помещиками, чьё родовое имение находилось на территории деревни Новинки.Сам Сергей Толстой был последним из пятерых детей Николая Толстого, известного собирателя исторических древностей. В 1918 году Николай Толстой и его жена Мария были расстреляны по приказу революционного трибунала в селе Завидово, сам же Сергей вместе со старшей сестрой Верой переехали в Москву. В Москве Сергей Толстой прожил всю жизнь, закончил институт, работал инженером, скончался в 1977 году.
Литературная известность к Сергею Толстому пришла в 1992 году, когда был опубликован его автобиографический роман «Осужденный жить» в журнале «Новый мир». Сегодня этот роман считается одним из самых сильных произведений, написанных о судьбах русских дворян после революции.Сам Толстой всю жизнь писал «в стол», не надеясь увидеть свои произведения в печати, и роман «Осужденный жить» был опубликован спустя полтора десятилетия после его смерти.
После этого произведения Сергея Толстого стали публиковаться в разных изданиях. В оборот вошло выражение «четвёртый Толстой» – так, следом за известными писателями по фамилии Толстой (Алексеем Николаевичем, Алексеем Константиновичем и Львом Николаевичем) стали называть и Сергея Николаевича. В 2002 году его невестка Наталья Толстая добилась издания полного собрания сочинений Сергея Толстого в шести томах. Она же стала инициатором перезахоронения праха Сергея Николаевича на территории Успенского храма.
На церемонии перезахоронения многие говорили о культурной памяти, о великом духовном наследии  прошлого, частью которого сегодня стали произведения Сергея Николаевича Толстого. Дмитрий Окороков отметил, что завидовская земля, может быть, и считается благословенной потому, что на ней жили и творили такие уникальные гении прошлого, как Сергей Толстой. Отец Валерий сказал, что «стопы человека направлены к Богу», подчеркнув тем самым, что возвращение праха Сергея Толстого на землю его предков – событие, имеющее историческое значение.
После этого состоялась поминальная служба на церковном кладбище. После отпевания урна с прахом Сергея Николаевича Толстого была помещена в могилу. Прах Сергея Толстого, который покинул завидовское поместье в 1918 году, спустя без малого сто лет вернулся на землю его предков, чтобы покоиться здесь. Сергей Толстой перезахоронен рядом с некрополем дворянского рода Аксаковых, которые когда-то были соседями помещиков Толстых.

Фабрикант Бакерин

В XIX — начале XX века Завидово входило в состав Клинского уезда Московской губернии. Село было центром Завидовской волости, в которую входили села: Завидово, Новинское, Спас-Заулок, Захарово, Вагино, Решетниково, а также деревни: Безбородово, Мокшино, Кабаново, Демидово, Кочедыково, Шорново, Павлюково, Шетаково, Высоково, Рябинки, Барское, Медведково, Глинище, Терехово, Концово, Жуково, Минино, Селевино, Вельмогово, Дворское, Шуклово, Паника, Вахонино, Елдино, Шоша, Вараксино.Село Завидово считалось достаточно зажиточным: в нем было более 500 дворов. В 1900 году начала работу басонная фабрика Бакерина (плетельных изделий), на которой трудилось 100 рабочих, занимавшихся производством тесьмы и шнуров. Широкой известностью пользовался храмовый комплекс. В начале XX века в селе Завидово было волостное управление с кутузкой, 2 жандарма и 3 урядника, 1 деревенская школа — 3 класса, 3 торговых лавки — магазина, 1 водяная мельница на Дойбице позади села, дом-богадельня от церкви для престарелых женщин, больница на конце села с 5-ю одноэтажными деревянными бараками для больных, родильный барак, 1 каменный дом для врачей, кузница с ручными мехами. В селе находилась государственная винная лавка в доме П. Гуслякова, 4 трактира — чайных Ревизникова, Панфилова, Кутайцевой и Давыдова.Позже в 200 м от басонной фабрики открылся клуб. После революции 1917 года там проводились лекции, киносеансы, ставились спектакли. Была организована художественная самодеятельность. Света не было, крутили кино вручную. Позднее в этом здании располагалась школа, сейчас на этом месте здание сельской администрации и почта.