Музей “Государева Дорога”

Государева Дорога

Ям в селе Завидово на Большой Московской дороге в XVI-XVII вв.

Диорама Ям

Издавна  главная дорога из Москвы  шла на Новгород и проходила через село Завидово и Завидовский  ям.

Ямом называлось поселение, где жили ямщики. На ямском дворе  путешественники отдыхали и меняли лошадей. Путешествовать  на ямском  транспорте могли только княжеские, а позднее царские гонцы и  иностранные послы.

В XVI в. село Завидово было четвертой почтовой станцией на этой дороге и  входило в состав земель, принадлежавших Ивану Грозному.

В XVI-XVII вв. Большая Московская дорога представляла собой сложную водно-сухопутную систему с ямскими станциями и инженерными сооружениями: бревенчатыми мостовыми, плотами для переправ через реки, барками для передвижения по рекам и озер.

 

 

Путевые дворцы на перспективной дороге Российской империи  в XVIII в.

Путевой дворец в Завидове

В  1706 г.  при Петре I началось проектирование  новой, перспективной  дороги. Эта дорога должна была  соединить Москву и Петербург  по  прямой. Весь путь от Москвы до Петербурга составлял 728 верст (778 км).

Императрица Екатерина II отказалась от грандиозного замысла Петра I из-за дороговизны проекта, сложности трассы и трудности заселения новых необжитых территорий.

Путевые дворцы для остановки императора и его свиты вдоль всей «государевой дороги» начали строить  еще в начале XVIII столетия.  На пути  Москва-Петербург  насчитывалось 10  путевых дворцов, в том числе в селе Завидово.

В  XVIII  в. Завидовский путевой дворец,  или  «Государевы светлицы»   с жилыми хоромами, изразцовыми печами, поварнями, хлебенными, погребами, ледниками, конюшнями и другими строениями, скорее всего, находился на южной окраине села,   на западной стороне «Государевой дороги».

В конце XVIII в. в Твери появился каменный императорский  дворец. К началу XIX в. на «Государевой дороге» насчитывалось 11 каменных путевых дворцов. Большинство из Путевых дворцов сохранились до наших дней.

Русское паломничество

Русское православное паломничество ведет свое начало с первых десятилетий после Крещения Руси в 988 г.

Первые русские христиане, принимая участие в военных походах, дипломатических путешествиях и торговых поездках, уже во второй половине IX в. и на протяжении всего Х в. совершали паломничеств к святым местам Вселенского Православия.

Путешествие в Иерусалим всегда было паломничеством, предполагавшим духовное приобщение к христианским святыням, укрепление в вере, покаяние. Для русских путь в Иерусалим, город важнейших христианских святынь, как правило, пролегал через Афон.

Привезенные русскими паломниками из Иерусалима и с Афона кресты, панагии, иконы, складни включались в привычный церковный обиход.

Многообразие паломнических сувениров, привезенных из дальних и ближних краев, говорит о существовавшей в широких народных массах на протяжении веков неизбывной тяги к святым местам, говорит о стремлении поклониться им, помолиться у них и получить напоминание о преодоленном  пути   и пережитом духовном обновлении.

Быт путешественника

Путешественника  всегда сопровождали множество его  дорожных вещей.

В дорогу с собой знатные особы  брали книги, предметы туалета, флаконы с духами, шкатулки с рукоделием, дорожные утюги в футлярах, складные столовые приборы и дорожные самовары. Все это укладывалось в  шкатулки и маленькие чемоданчики, потом – в большие чемоданы, саквояжи и кофры самых разных размеров. Большинство путешествующих по тракту  также имели при себе оружие – мушкетоны, кремневые пистолеты, шпаги.

Кошелек или маленькая сумочка, вышитая бисером,  –  непременный  атрибут  бытовой культуры  XIX в.

Завидовские ямщики – участники Отечественной войны 1812 года

В 1812 году с началом военных действий император Александр I поручил генерал-адъютанту П.В. Голенищеву-Кутузову сформировать казачий ямской полк.  В составе этого полка воевали   и завидовские ямщики.

Полк был направлен на усиление «летучего отряда» генерала Ф.Ф. Винценгероде, сформированного для прикрытия дорог к Петербургу, для ведения разведки и партизанских действий против правого фланга армии Наполеона.

В 1813-1814 годах завидовские ямщики принимали участие в  заграничном Прусском походе русской армии.

Осветительные приборы

В России уличные фонари появились в 1706 г. в Санкт-Петербурге по приказу Петра I. С 1730 г. улицы в  Москве стали освещать масляными, потом  керосиновыми  фонарями и лампами. С 1807 г. в европейских столицах и крупных городах появились  газовые фонари. Свечными фонарями оборудовались улицы и каретные повозки.  В 1865 г. в Москве появились газовые фонари, а в 1880 г. – первые электрические лампы.

В витрине представлены российские осветительные приборы XIX – начала ХХ веков: фонари для освещения кареты, помещений и улиц, щетки для чистки фонарей от копоти  и грязи, ёмкости для масла и керосина, детали керосиновых ламп.

Посуда для парадного обеда

В последней четверти XVIII  – первой половине XIX вв. парадный обед являлся важным элементом дворцового и придворного быта. В XVIII в. из употребления  выходили некоторые виды старой парадной столовой посуды. Появлялись новые предметы сервировки стола, подражающие западноевропейским блеском.

Парадный обед делился на две  части – обеденную и десертную.  В сервировку обеденного стола входили мелкие  и глубокие тарелки, круглые и овальные блюда, солонки, перечницы, соусники, масленки, сухарницы, салатники.

Десертный стол сервировался корзинами и вазами для фруктов, тарелками для десерта. К каждой перемене блюд подавались штофы, графины и бутылки, которые охлаждались   в «бутылочных передачах».

Аптеки в России

Одна из первых аптек в России открылась в 1581 г. Она обслуживала только царскую семью. Аптечная посуда для этой аптеки изготавливалась из шлифованного хрусталя и серебра.

В XIX веке в российских аптеках был рецептурный зал, лаборатория, сушильня, ледник, помещение для приготовления настоек и отваров, комната, где измельчали растительные и другие материалы. При аптеке находились  квартира аптекаря.

В 1899 г. в России работало более 15 фармацевтических предприятий. Образцы посуды  для лекарств конца XIX-начала  ХХ вв. представлены в экспозиции. Среди них,  с большой долей вероятности, есть и продукция корчевских мастеров.

Стеклянная тара: ее роль и ранги

На русском столе стеклянная бутылка появилась во времена Петра I. К середине XIX в. в России освоили европейскую технику изготовления бутылок методом машинной отливки.

В России тех  времен  разным напиткам соответствовала бутылка определенной формы и цвета.

При Николае II в Российской империи было принято «Положение о стеклянной посуде».  Оно  требовало, чтобы каждый производитель   продукции  ставил  на посуде  свое клеймо.

Ямская половина почтовой станции в селе Завидово в  XIX в.

В XIX в. служба  станционного смотрителя на почтовой станции была  тяжелой.  В среднем на этой должности работали не больше двух лет. В любое время дня и ночи, в любую погоду станционный смотритель  должен был встречать путешественников, размещать их  и оформлять подорожные документы. Если путник в дороге заболел, смотритель уступал  ему свою кровать.

Почтовая станция в начале XIX в. состояла из  двух помещений. Одно помещение  – это чистая половина для приезжих господ, где они могли отдохнуть и перекусить.

Ямщицкая изба

В соседнем помещении находилась ямщицкая половина. Большую часть ямщицкой половины  занимала русская печь, обогревавшая всю  почтовую станцию. В печи  готовили  еду для ямщиков и приезжих.

Рядом  с ямщицкой,  в сенях,  висели хомуты, дуги, конская упряжь с колокольчиками и бубенцами. По соседству, в конюшне, стояли  лошади. Лучших лошадей отбирали для курьерских троек. Ими пользовались только фельдъегеря и  чиновники, выполнявшие важные государственные поручения.

Еще в конце  XVIII в. появились экипажи на металлических рессорах  для смягчения дорожной тряски. В XIX в. для долгих поездок наиболее комфортабельным и поэтому  дорогим  экипажем была карета с закрытым кузовом и рессорами.

Кузнецовский (Ауэрбаховский ) художественный фарфор и фаянс

В 1809 г. в селе Кузнецово Корчевского уезда Тверской губернии тверской аптекарь немецкого происхождения Ф.Х. Бриннер  открыл небольшое производство  фарфоровой посуды. Вскоре производство выкупил и   модернизировал другой аптекарь А.Я. Ауэрбах.  Фабрика  была одним из крупнейших предприятий только в Тверской губернии, но и  в России. Изделия ауэрбаховского фаянса продавались по всей  Европе.

В 1870 г. предприятие выкупил предприниматель  и заводчик М. С. Кузнецов. В 1889 г. завод  вошел в «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова».

В 1918 г. Советская власть национализировала предприятие. Восстановленный после Гражданской войны завод продолжил выпуск кузнецовского  фарфора  и фаянса с добавлением агитационного фарфора. В 1923 г. предприятие  получило название – Завод имени Калинина.

Промыслы  и ярмарки в Завидово

Крестьяне села Завидово, жившие у «Государевой дороги»,  издавна занимались изготовлением всего того, что могло потребоваться  путешественникам, проезжавшим по тракту.  Жители села делали  сани, кибитки, телеги и, конечно,  колеса для  этого  вида транспорта.

Обслуживание «Государевой дороги»  вызывало большую потребность в изделиях из железа. Поэтому кузнечное дело  у завидовских   жителей  было в большом почете.

Ярмарка на площади с Завидово

Крестьяне  села  Завидово торговали фуражом,  хлебом,  калачами и пирогами,  молочными продуктами. Особенно популярными в холодное зимнее время  у проезжавших путешественников были предметы домашнего ремесла завидовских крестьянок: варежки,   чулки и  большие теплые полости для саней.

С  конца  XVIII в.  в Завидово  стали проводиться регулярные ярмарки. Они проходили  два раза в год – на Троицу и в августе.

На протяжении всего XIX в. жители Завидова продолжали заниматься традиционными крестьянскими ремеслами и промыслами, а также заготовкой грибов и ягод в окрестных лесах.  Всё это  крестьяне  села  успешно продавали на ярмарках.

По воскресеньям и в праздничные дни  до окончания Литургии любая торговля на ярмарках, базарах, а также  в трактирах, кабаках и лавках запрещалась. С нарушителей тишины и благочестия взимался штраф.

Итог соперничества шоссейного тракта с Николаевской железной дорогой

Открывшееся осенью 1851 г. движение по Николаевской железной дороге привело к сокращению транзитных пассажирских, грузовых и почтовых перевозок по шоссе между Москвой и Петербургом.  Ямщицкий извоз перестал быть доходным промыслом, ямщики переходили в сельское или городское сословия.

В 1860 г. Почтовый департамент сообщал, что в связи с «установившимся движением поездов по Николаевской железной дороге не представляется необходимости в дальнейшем существовании гостиниц Московского шоссейного тракта».

В 1863 г. закрылось Отделение почтовых карет   при Почтовом департаменте в Санкт-Петербурге.

Автор макета железной дороги А.В. Арсеньев (1960-2015)

Николаевская (Октябрьская) Железная дорога

А.В. Арсеньев в 1989 г. окончил  Московский архитектурный институт. Занимался проектированием  зданий различного назначения, изготовлением архитектурных макетов соборов

и церквей, собирал градостроительные макеты и  макеты железных дорог.

Работал   архитектором  в  организациях: «Тверьпроектреставрация»;  ООО  «АТРИУМ»;   ООО  «АСК «Возрождение»; ООО  научно-проектный  центр  «ТвердЪ»; ООО  «Нечерноземстройтехпроект».

Коллекция масштабных моделей автомобилей (передана в музей А.В. Арсеньевым)

  Первые  масштабные модели автомобилей использовались в начале ХХ в. торговыми представителями  в рекламных целях.

Коллекционирование масштабных моделей автомобилей началось в начале ХХ в. В Советском Союзе такие модели в промышленных масштабах начали изготавливаться с середины 1970-х гг. Самым распространенным стал масштаб 1:43.

Отечественные масштабные модели автомобилей выпускались, как правило, на крупных оборонных машино – приборостроительных заводах.

Бывшая «Государева дорога» в конце XIX  – первой половине  ХХ вв.

В конце XIX в. возникновение автомобиля и распространение его в России вновь привлекло внимание  к состоянию шоссейных  дорог в стране. В 1907 г. во время проведения первой Международной  выставки автомобилей

Дом семьи Парошеных в с Завидово

В мае 1920 г. в доме  села Завидово, принадлежавшем старшему егерю В.И. Порошину, останавливался  Председатель Совета народных комиссаров РСФСР  В.И. Ленин (Ульянов)  во время охоты в окрестностях. Жители  села вспоминали, как В.И. Ленин несколько раз приезжал сюда на отдых и охоту, беседовал с крестьянами, расспрашивал, как у них идут дела.

В 1922 г. шоссе Москва – Петербург был придан статус дороги государственного значения. Трасса стала полигоном для испытания новых дорожных материалов и технологий.

Во время  Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.  фронт вплотную подошел к Завидово. Немецкая авиация подвергала село и дорогу жестоким бомбардировкам. Длительный  капитальный  ремонт  трассы начался  в 1944 г. и завершился  в 1961 г.

Дорога торжеств: Олимпиада-80, Всемирный фестиваль молодежи и студентов,  Марш мира

Накануне летних Олимпийских игр 1980 г., впервые в истории проводившихся в столице нашей Родины,   дорога от Москвы до  Ленинграда стала одной из визитных карточек СССР. В это время  на трассе появились кемпинги, мотели, гостиницы, рестораны, бары. В населенных пунктах устанавливались новые автобусные остановки, устраивались тротуары и пешеходные дорожки. В это же время был построен мост через реку Шоша,  а в селе Завидово в 1979-1980-х гг. была построена улица Олимпийская.

В 1985 г., в год проведения в СССР  XII Всемирного фестиваля молодежи   и студентов,  в селе Завидово появилась улица Фестивальная. Ее строительство вела Фабрика плетельных изделий.

В 1987 году участники Марша Мира  пешим ходом прошли через Завидово. Их  путь пролегал из Ленинграда в Москву.

Почтовая  связь  в  России

До конца 1840-х гг. в России письма от населения принимались только в почтовых конторах.  С 1857 г. появились почтовые марки, и письма  стали  опускать  в  почтовые  ящики.

В 1917 г. Декретом Советской власти был образован Народный комиссариат почт и телеграфа.

В 1992 г. было образовано Федеральное управление почтовой связи  при Министерстве связи России.  С 1997 г.  у организации Федеральной почтовой связи Российской Федерации существует   флаг и эмблема.

В 2017 г. услуги почты на территории села Завидово предоставляются двумя почтовыми отделениями  ФГУП «Почта России» в деревне Мокшино и в селе Завидово.

Дорожно-ремонтное строительное управление –   ДРСУ  №4

Федеральная дирекция автомобильной дороги между Москвой и Санкт-Петербургом обслуживает 565 километров дороги. Эта дирекция реализует  свои задачи через сеть подрядных организаций, в том  числе  силами дорожно-ремонтного строительного управления  № 4 в Завидове.

В 1990-е гг. в связи с растущим потоком легковых  и большегрузных автомобилей при дорожном строительстве началось применение полимерно-битумного вяжущего (ПБВ)  модернизированного битума с добавлением полимерного раствора.

Село Завидово: на главной автодороге страны в 1960-1990-е гг.

В 1946 г. был создан проект реконструкции автомобильной дороги Москва-Ленинград.

Автомобильная дорога приобрела новый облик: ширина проезжей части достигала 7 метров,  что обеспечивало двустороннее движение.

Дом Советского времени

В 1978 г. начался новый этап реконструкции дороги. На всем протяжении трассы были восстановлены или заново построены  асфальтобетонные заводы. В связи с увеличением автомобильного потока автодорогу расширили до 10,5  метра,  а на отдельных участках до 16 метров.

Дорога от Москвы до села Завидово в 1960-1980- е гг. поддерживалась в отличном  состоянии, по ней регулярно проезжал Генеральный секретарь ЦК КПСС  Л.И. Брежнев, следуя из Кремля на дачу «Завидово».

Свидетелями всех исторических перемен на главной дороге России всегда были жители села. В экспозиции музея представлен фрагмент жилой комнаты одного из придорожных домов села  Завидово в 1970-х гг.