О Завидове
Приходские храмы села Новое Завидово впервые упомянуты в Писцовой книге Клинского уезда, составленной в 1623-1624 годах, – «Село Завидово на речке Дойбице”: “… а в селе церковь во имя Успения Пречистыя Богородице каменна – делана на два престола — престол Архангела Михаила да престол Николы Чудотворца да церковь древянна верх Архангела Михаила стоит без пения а в церкви каменной образы и свечи и ризы и книги и колокола. Строение мирское – приходских людей да в селе двор поп Данила Юрьев, двор вдовый поп Сава Стефанов, двор церковный дьячок Олешка Стефанов двор пономарь Микитка двор просвирницы Марьицы Васильева дочь, пашни пахатныя церковная середния земли две четверти, да перелогом пять четвертей, да лесом поросло восемь четвертей в поле…».
Составители книги отметили, что церковь Михаила Архангела была «древяна вверх». Это значит, что храм принадлежал к типу деревянных шатровых построек. В 1624 году Архангельская церковь стояла «без пения», т.е. пустовала (очевидно, из-за ветхости). Для того чтобы храм, рубленный из сосновых бревен, пришел в негодность, он должен был простоять около 150-200 лет. Примечательно, что при разборке небольшой кладбищенской церквушки в селе Новое (ныне Свердлово), простоявшей 100 лет, очагов гниения обнаружено не было. Деревянная часовня в деревне Плоски простояла, по меньшей мере, 350 лет. Что касается храмов, возведенных из дубовых бревен, то срок их службы сопоставим с кирпичными постройками. Тем не менее, деревянные храмы весьма уязвимы: их может погубить не только огонь, но и древоточец, грибок, повреждение кровли. Поэтому трудно определить, когда был построен Архангельский храм, и сколько лет он простоял. Впрочем, даже при самых неблагоприятных условиях эксплуатации этот срок мог составлять пятьдесят-семьдесят лет, следовательно, церковь могли построить до 1570 года.
В той же Писцовой книге 1623-1624 годов Завидовская церковь Успения Богоматери названа каменной. Скорее всего, это и есть та Успенская церковь, которая сейчас украшает Завидово. Однако многочисленные перестройки, которым подвергся этот храм, долгое время не позволяли определить годы его создания. Так, в 1887 году старший священник Завидовского Успенского храма Петр Воздвиженский, заполняя метрику, затребованную Святейшим Синодом, на вопрос о времени строительства церкви ответил так: «Успенский храм основан неизвестно когда, документов нет, известий и народных преданий о его основании нет».
По мнению A.M.Салимова, исследовавшего Завидовскую Успенскую церковь, храм был построен между 1610 годом и началом 1620-х годов. В это время каменные сельские храмы были большой редкостью. Очевидно, что для строительства в Завидове каменного храма, уникального еще и тем, что он был возведен в первые годы после Смутного времени, существовали особые причины. Одна из них – связь села с причтом Архангельского собора Московского Кремля, благодаря которой один из приделов Успенской церкви был посвящен покровителю кремлевского храма – архангелу Михаилу. Вторая причина – личное участие в строительстве святителя Арсения Элассонского, который, имея титул архиепископа Архангельского (т.е. архиепископа при Архангельском соборе), управлял приписанными к собору селами и деревнями, в том числе и всей Завидовской волостью.
Сведения о причастности Арсения к строительству Завидовской церкви и других храмов содержатся в его Житии. Оно было обнаружено профессором Киевской духовной академии А.А.Дмитриевским в Сумелийском монастыре под Трапезундом (Турция). Там же была найдена рукопись мемуаров Арсения на греческом языке. В этих мемуарах архиепископ описал события, свидетелем которых он являлся: начиная с правления последнего царя из династии Рюриковичей, Феодора Иоанновича, и заканчивая вступлением на престол первого царя из династии Романовых — Михаила Федоровича. Сейчас рукопись мемуаров Арсения Элассонского хранится в библиотеке города Турина (Италия). А.А.Дмитриевский перевел ее на русский язык и в 1898 году издал под заглавием «Архиепископ Элассонский Арсений и его мемуары из русской истории» (Киев, 1899).
Известно, что архиепископ Арсений за время своего более чем сорокалетнего служения в святительском сане неустанно заботился об устройстве и благоукрашении новых храмов и был щедрым благотворителем монастырей и церквей. Так, в греческом Житии святителя сказано, что Арсений создал много храмов в Москве и ее окрестностях. О строительстве Завидовской церкви в Житии сказано следующее: «На севере, далеко от Москвы, в деревне, называемой Завида, Арсений воздвиг большую церковь Успения Пресвятой Богородицы и два придела в ней, в честь собора великих чиноначальников Михаила и Гавриила и всех небесных бесплотных сил и великого пророка Илии». По мнению A.M.Салимова, этому известию не противоречат архитектурные особенности Успенской церкви, характерные для русского зодчества конца XVI – первой трети XVII века. Тем не менее сейчас храм выглядит не совсем так, как он выглядел во времена архиепископа Арсения. Его современный облик возник в результате переделок 1850-1860-х годов, когда изменили декор четверика и пристроили к нему новую двухпридельную трапезную.
Церковь Успения Богоматери расположена в центре Завидова, посреди кладбища, к югу от Троицкой церкви. От современной петербургской дороги оба храма отгорожены небольшой рощей. Сквозь негустые деревья виден белый арочный фасад трапезной, увенчанный маковкой с крестом, а выше – ярко-голубые купола, украшенные золотыми солнечными бликами. От калитки до крыльца Успенской церкви идет прямая дорожка. По сторонам дорожки находятся старинные надгробия (некоторые из них относятся к XVIII веку). На западной стене храма размещены изображения пророка Илии и архангела Михаила, напоминающие о посвящениях приделов в трапезной.
Храм состоит из трех частей: алтаря (апсиды), собственно храма (четверика) и трапезной. Бесстолпный двухсветный четверик Успенской церкви (в плане он представляет собой квадрат со стороной 12,8м) завершен пятиглавием. Южный вход в храм отмечен небольшим крыльцом. С востока к четверику примыкает полуциркульная алтарная апсида, а с запада – почти квадратная, со скошенными углами трапезная, ширина которой вдвое превышает ширину четверика. Четырехскатная кровля трапезной завершается главой на квадратном постаменте. Фасады храма украшены белокаменными, кирпичными и штукатурными деталями. Средние прясла стен четверика и трапезной завершены килевидными кокошниками. Кирпичные стены церкви оштукатурены и побелены. Под слоем штукатурки скрыты железные связи, которые охватывают стены от карниза до фундамента. Внутри стены храма покрыты росписями, посвященными событиям из жизни Пресвятой Богородицы. У основания сводов четверика видны так называемые голосники — горшки-резонаторы, вставленные в кладку для улучшения акустики в храме.
Несмотря на то, что столетия изменили первоначальный облик Успенской церкви, он может быть частично восстановлен. Следует отметить, что в тексте уже упоминавшейся Писцовой книги 1623-1624 годов присутствует явное противоречие: каменный храм села Завидово назван двухпрестольным, но при этом составитель описания перечисляет три престола — Успения, архангела Михаила и Николая Чудотворца. A.M.Салимов считает, что в тексте Писцовой книги допущена ошибка и упоминание двух престолов следует понимать как указание на наличие двух приделов помимо главного Успенского храма.
В 1887 году настоятель Успенской церкви Петр Воздвиженский, заполнявший метрику на храм, отметил, что «церковь была построена квадратная, одноэтажная… Высотой десять сажень, шириной шесть сажень». Вероятно, он считал, что первоначально храм не имел трапезной. При этом, согласно заключению архитекторов, четверик и апсида Успенской церкви были выстроены одновременно. Вполне возможно, что у храма XVII века действительно не было трапезной, и строители ограничились возведением небольшого притвора.
По мнению A.M.Салимова, в 1620-х годах, когда храмы Завидова были упомянуты в Писцовой книге, Михайловский и Никольский престолы Успенской церкви располагались не внутри храма или трапезной, а в малых придельных церквах, пристроенных к северо-восточному и юго-восточному углам главного храма. В таком случае содержащаяся в Писцовой книге запись «делана на два престола» находит себе объяснение.
Первоначально нижний ярус четверика церкви освещался шестью окнами – по три на северном и южном фасадах. В настоящее время западные окна этих фасадов закрыты колоннами, примыкающими к апсидам приделов, разместившихся в трапезной XIX века. Сохранившиеся трехступенчатые обводы ложного окна верхнего света (второго яруса) поражают пропорциональностью, легкостью и изяществом очертаний. Массивные подоконники и килевидные наличники современных окон храма заменили утраченные первоначальные детали.
В верхней части четверика без повреждений и изменений сохранился сложный карниз, состоящий из поясов филенок и поребриков. Уцелел и межъярусный карниз с несложным профилем, проходящий в уровне подоконников окон верхнего света. Двери с массивным крыльцом на южном фасаде храма появились во время одной из реконструкций трапезной. Поскольку в западной части церкви проводились строительные работы, вход в четверик пришлось временно перегородить. Чтобы прихожане могли войти в храм, среднее окно южной стены превратили в дверной проем [4].
Специалисты по церковной архитектуре обоснованно полагают, что в результате неоднократных реконструкций XVIII-XIX веков храм потерял значительную часть кокошников, которые располагались на сомкнутом своде четверика. Строители, сохранив нижний ярус кокошников, расположенных в плоскости стены, ликвидировали верхние ряды, уменьшили размеры четырех боковых глав, понизив их до уровня сводчатого перекрытия, и тем самым нарушили первоначальные пропорции здания. Впрочем возможно, что в древности храм был одноглавым, а реконструкция его завершения связана с возведением пятиглавия.
Так или иначе, но после перестроек древний храм стал ниже, а благодаря появлению широкой трапезной словно распластался по земле. Несомненно, до переделок он выглядел более строгим и устремленным к небу. Проходили века, церковь жила, менялась, теряла единство и цельность замысла, но приобретала другое, не менее значимое качество – отпечаток времени, который придает ей художественное обаяние и духовную ценность, превращая простой сельский храм в интереснейший памятник истории и культуры православного Верхневолжья.
Свое название село получило от погоста Старое Завидово, возле которого возникло Новое Завидово, впоследствии просто Завидово.
ИСТОЧНИКИ
1582 г., к этому году относится “Жалованная данная … грамота царя Ивана Васильевича протопопу Московского Архангельского собора с братией по сыне царевиче Иване Ивановиче на дворцовое село Новое Завидово” [29].
1599 г., “Жалованная грамота царя Бориса Федоровича … Архангельскому епископу Арсению” в числе прочих поселений вокруг села Новое Завидово Клинского уезда передавала погост Старое Завидово, “что у села Завидова на поле, а на погосте церковь Илии пророка” [29].
1624 г., “Гл. 149. На реке Добице село Завидово, а в селе церковь во имя Успения Божией Матери, каменная, делана на два престола. Престол Архангела Михаила, да престол Николы Чудотворца. Да церковь деревянна, вверх Архангела Михаила, стоит бес пения. А в церкви каменной образы, и свечи, и ризы, и книги, и колокола. Строение мирское приходных людей. Двор, поп Данилко Ерьев. Двор, вдовый поп Савва Степанов. Двор, дьячек Алешка Степанов. Двор, пономарь Микита. Двор просфорница Марийца Васильева дочь. К ним деревня Терехово, Щолково на реке на Палихе, Захарово на реке Полихе, д. Ватолино на реке Поплике. Пустошь Желтухина на болоте” [4, стр. 736].
1626 г., “Поп Данилища Успения Пречистыя Богородицы с. Завидова” [9].
1646 г., С 107 по 117 главы вотчины Архангельской церкви, протопопа с братией. Упомянуто село Завидово. “Всего Архангельского собора, что на Москве 97 крестьянских дворов, 171 человек, 16 бобыльих, 21 человек. Обоево 113 дворов 192 человека” [5].
1678 г., “Гл. 145. Вотчины за Архангельским собором, что на Москве село Завидово (60 дворов). А в нем церковь Успения Пресвятой Богородицы, у тоя церкви двор попа Петра Иванова” [6, стр. 187].
1709 г., “Вотчины Архиерейского собору, что на Москве село Завидово. В том селе церковь Успения Пресвятой Богородицы, каменное строение со всякой церковной утварью. У той церкви двор поп Филипп Федоров” [16, стр.70]. “В том же селе светлицы Государевы” [12, стр.71].
1715 г., “За Архиерейским собором, что в Москве вотчина село Завидово, в том селе церковь каменная во имя Успения Пресвятыя Богородицы. При той церкви во дворе поп Филипп Федоров 49 лет, вдов. У него сын Алексей 13 лет. У него ж брат поп Андрей 30 лет, диакон Иван 37 лет, вдов, Василий 26 лет Федоровы дети. У них мать вдова Авдотья Родионова попа Федоровская жена Иванова 66 лет. У Андрея жена Акулина Григорьева 28 лет. Сын Семен 2 лет. У Василия жена Алена Степанова 25 лет” [13, стр. 409].
1723 г., “Села Завидова церковь Успения Пресвятой Богородицы поп Андрей Федоров” [14, стр. 561].
1769 г., “Завидово, село Повольского стана, владение Коллегии экономии, ранее Архангельского собора Москвы, и Клинского яма, межевал 2 мая 1769 г. Окулов, церковь и кладбище” [23].
1774 г., упомянуты церкви Успения Пресвятой Богородицы священники Василий Васильев и Иван Алексеев [16].
Православные Храмы Тверской Земли
Литература
[4] – РГАДА. Ф.1209, оп.1, ед. хр. 15626. Копия писцовой книги Клинского уезда 7132-7133 (1624-1625) гг., письма и меры князя Василия Романовича Волконского и подьячего Григория Софонова.
[5] – РГАДА. Ф.1209, оп.1, ед. хр. 15627, 1646 год (7154 от Сотворения Мира). Подлинная переписная книга дворов посадских в городе, дворцовых в Копытовской волости и поместных и вотчинных в Черно-ямской слободе и в селах и деревнях Клинского уезда переписи князя Ивана Михайловича Долгорукого и подьячего Дмитрия Молчанова.
[6] – РГАДА. Ф. 1209, оп. 1, ед. хр. 15628, 1678 год (7186 от Сотворения Мира). 16 марта. Подлинная переписная книга посадских дворов в городе и поместьях и вотчинных сел, деревень и дворов в Клинском уезде, переписи князя Ивана Дмитриевича Борятинского и подьячего Никиты Воробьева.
[9] – РГАДА. Ф. 1209, оп. 2, ед. хр. 15630. Отказная книга Клинского уезда 1623 – 1671 гг. (с 7131 по 7179 год).
[12] – РГАДА. Ф. 350, оп. 1, ед. хр. 182. Ревизские сказки …Клинского уезда 1709 год.
[13] – РГАДА. Ф. 350, оп. 1, ед. хр. 185. Сказки …Клинского уезда 1715 год.
[14] – РГАДА. Ф. 350, оп. 2, ед. хр. 1371. Переписные книги Клинского уезда 1723-1724 годов.
[16] – ЦИАМ. Ф. 203, оп. 748, д. 160. Исповедальные ведомости церквей Переславской епархии Клинского уезда 1774 г.
[23] – Кусов В. С. Земли Московской губернии в XVIII веке. Москва. 2004 г.
[29] – Акты Российского Государства. Архивы Московских монастырей и соборов XV – начало XVII вв. Москва. Ладомир. 1998 г.