Святыни храма

Тихвинская икона Божией Матери

По преданию, написанная евангелистом Лукой, Тихвинская икона Божией Матери явилась в 1383 году в Новгородских пределах. Рыбаки, забра­сывая сети на Ладожском озере, увидели летя­щую над водой икону, окруженную ослепительным сиянием. Достигнув берега, икона медленно поплыла над землей. За ней следовали потрясенные этим чудом ме­стные жители. Икона несколько раз останавлива­лась и опускалась на землю. На местах этих оста­новок совершались бесчисленные чудеса, в память о которых были построены храмы. Для своего пребывания Пречистая Дева выбрала место у реки Тихвинка, там, где сейчас находится город Тихвин.

Прославлению Тихвинской иконы способствовали со­бытия Смутного времени. В 1613 году овладевшие Новго­родской землей шведы захватили Тихвинскую обитель, но вскоре были вынуждены ее покинуть. Шведский гене­рал Делагарди, разъяренный тем, что хорошо обученное регулярное войско потерпело поражение от защитников монастыря, приказал сравнять его с землей.

Шведы многократно штурмовали стены обители, ко­торую защищали немногочисленные ратники, окрестные жители и монахи. Те, кто не мог сражаться, молились в храме перед чудотворной иконой. Богоматерь явилась благочестивой женщине Марии, которая за два года до этого получила прозрение от иконы, и повелела ей: «Ска­жи всем находящимся в обители, да возьмут икону мою и обойдут по стенам вокруг, и узрят милость Божию». Повеление Владычицы было выполнено, и святой образ с пением молебна пронесли по монастырским стенам. В это время шведов охватил страх, и, никем не гонимые, они в смятении бежали.

Шведские войска еще несколько раз приступали к мо­настырю, и каждый раз Пресвятая Богородица избавляла свою обитель от гибели.

Чудотворная икона совершила множество других чу­дес: недужные получали исцеление, слепые прозревали, бес­новатые освобождались от злых духов. Помощь и исцеле­ние получали даже те, кто, находясь в далеких краях, при­зывал на помощь Небесную Хранительницу иконы и обе­щал совершить паломничество в Тихвинскую обитель.

В середине XX века, во времена жестоких го­нений на православную Церковь, чудотворная икона по­кинула Россию и оказалась в Америке, у отца Сергия Гарклавса, клирика Американ­ской православной  церкви города Чикаго. Его приемный отец, архиепи­скоп Иоанн, завещал сыну передать икону в Тихвинский монастырь, если он будет возобновлен. Сейчас Тихвин­ская обитель восстановлена,  и  святыня русской Православной Церкви в 2004 году  вернулась в Тихвин.

Чудотворной силой обладает не только явленная икона Тихвинской Божией Матери, но и многие ее списки. Один из них, неизвестно кем и когда написанный, сегодня нахо­дится в Успенской церкви села Завидово.

Завидовская икона тоже прославлена чудотворениями. В 1994 году икона замироточила. Те люди, что обра­щаются к ней с сердечной, прочувствованной молит­вой, получают благодеяния и чудесные исцеления. От ико­ны часто исходит дивно благоухающее миро. Драгоцен­ные украшения, приложенные к иконе молящимися, явля­ются зримым выражением благодарности Божией Мате­ри за явленную помощь и милосердие.

Святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский.  Икона святителя в Завидове

Святитель Николай, архиепископ Мирликий­ский, родился во второй половине III века в го­роде Патары в малоазиатской области Ликии. Со­гласно Житию, младенец Николай три часа просто­ял в крещальной купели, воздавая честь Святой Троице. Благочестивые родители, увидев, что ребе­нок отмечен особой благодатью, обратили особое внимание на его духовное воспитание. Когда Нико­лай вырос, его дядя, епископ Патарский, рукополо­жил племянника в пресвитеры и предсказал ему великое будущее.

Вскоре родители святого умерли, оставив большое наследство. Молодой пресвитер употребил его на благо­творительные дела.

Однажды пресвитер Николай отправился на богомо­лье в Палестину. Плывя на корабле по морю, он совершил несколько чудес: предсказал бурю и укротил ее своей мо­литвой, воскресил молодого матроса, упавшего с мачты. Прибыв в Палестину, святой решил удалиться в мона­стырь и посвятить жизнь уединенной молитве. Но Гос­поду было угодно, чтобы этот светильник веры не пре­бывал под спудом. Святой Николай получил откровение, в котором Господь повелел ему оставить затвор и идти к людям. Повинуясь Божией воле, святой отправился в Миры Ликийские, где усердно молился в храмах и жил как нищий. В это время скончался Ликийский архиепи­скоп. Епископам, молившимся Богу об указании преемника почившего иерарха, было ниспослано чудесное видение, благодаря которому они узнали, что достойнейшим кан­дидатом на архиепископский престол является нищий по имени Николай.

Свя­титель совершил множество чудес – сохранил жизнь не­винно осужденным, спас от голода жителей Ликии, изба­вил от потопления терпевших бедствие моряков. Как истинный пастырь, он помогал всем, кто приходил к не­му с какой-нибудь нуждой, — и христианам, и язычникам.

Святитель Николай мирно почил в декабре 342 года. Господь сподобил его тело нетления, и мощи святого, в 1087 году перенесенные в итальянский город Бари, по сей день источают целебное миро, обладающее даром чудо-творений. Память святителя совершается дважды в год – 9 (22) мая и 6 (19) декабря.

На Руси имя Николая Мирликийского всегда пользова­лось особым почитанием. Одним из свидетелей его мило­сти к нашему Отечеству является чудотворный Можайский образ святителя Николая. Эта икона, вырезанная из дерева, была создана в  XIV веке и находи­лась в соборном храме Николая Чудотворца.

По преданию, возникновение Можайской иконы связано с чудесным спасением осажденного врагами города. Когда силы немногочисленных защитников Можайска уже были на исходе, они увидели над городом святителя Николая Мирликийского, который в правой руке держал меч, а в ле­вой — храм, обнесенный крепостными стенами. Неприя­тель был так устрашен этим видением, что, к удивлению и радости осажденных, снял осаду и бежал. В благодар­ность святителю жители города изобразили его в том виде, в каком он им явился, — с мечом и храмом, в облике сильного и грозного защитника православной Церкви. Можайский образ святого Николая был одной из са­мых почитаемых святынь Русского государства.

В 1812 году, когда к Можайску приближалась армия Наполеона, чудотворную икону спрятали в подвале собора. Французы разграбили храм и сожгли иконо­стас, но икона заступничеством святого Николая была сохранена без повреждений.

Чудотворный образ Николы Можайского и его много­численные списки прославились  исце­лениями многочисленных недужных. Среди исцеленных были и тысячи прихожан За­видовской церкви.

В августе 1871 года на берегах Волги, в том числе и в районе Завидово, разразилась страшная эпидемия холеры. В Завидово и окрестных селениях погибло множество лю­дей. Медицинские средства, карантины и прочие меры не помогали. Народ пришел в отчаяние. Далеко не все умира­ющие могли получить последнее предсмертное утешение — причащение Святых Тайн — и удостоиться христианско­го погребения. Начальствующие лица пали духом и не знали, что предпринять. Наконец, по совету благочести­вых людей из Волоколамска принесли чудотворную икону Николая Можайского. Завидовцы встречали святой образ со слезами и плачем, громко взывая: «О, всеблагий отче Николае, пастырю и учителю всех верою притекающих к твоему заступлению и теплою молитвою тебе призыва­ющих, скоро потщися и избави Христово стадо от черной гибели! Ходатайствуй за нас, окаянных, умоли Госпо­да Бога смиловаться над грешными!»

Чудотворную икону с молитвами обнесли вокруг За­видово, пронесли по селениям прихода, занося в дома. Ве­ликий святитель услышал молящихся о спасении: эпиде­мия пошла на убыль и прекратилась в первых числах сентября. Пораженные благодатной силой святого об­раза, прихожане собрали деньги и заказали список, «ме­рой и подобием равный чудотворной иконе». В 1872 году икона Николы Можайского была поставлена в Завидов­ской церкви. По свидетельству прихожан, многие и сегодня  полу­чают от иконы исцеления душевных мук и телесных страданий.

Священномученик Григорий (Раевский)

Священномученик Григорий родился 28 сентября 1888 года в селе Завидово в семье диакона Григория Раевского. После окончания Московской духовной семинарии Григо­рий Григорьевич женился на Лидии Васильевне Беля­евой, дочери священника села Завидово. В 1912 году Григорий Раевский был рукоположен и назначен свя­щенником Успенского храма.

Все силы молодой священник отдавал храму и прихожанам. И его супруга стала ему помощницей в заботах о храме. Между ними во всем было согласие и мир. Их супружескую жизнь несколько омрачало лишь отсутствие детей. Через несколько лет в Завидово почти одновре­менно умерли муж и жена, оставив троих сирот, и отец Григорий с Лидией Васильевной взяли к себе одну из дево­чек, Анну, которой тогда было восемь лет, и воспиты­вали ее как родную дочь. В 1922 году у них родилась дочь Нина, но родители не чувствовали никакой разницы между приемной и родной дочерью. Сами девочки относи­лись друг к другу, как родные сестры.

В первый раз отца Григория арестовали в 1927 году. Он был заключен в Бутырскую тюрьму по обвинению в распространении ложных слухов. Однако на следствии выяснилась полная невиновность свя­щенника, и через два месяца власти бы­ли вынуждены его освободить.

В конце 1929 года, одновременно с на­чалом коллективизации, началось гоне­ние на Православную Церковь. Чтобы по­мочь объединению крестьянских хо­зяйств в колхозы, в Завидово из города приехали молодые коммунисты. В субботу 8 февраля 1930 года на об­щем сходе крестьян председатель Зави­довского сельсовета объявил, что на вос­кресенье 9 февраля назначается демонст­рация, которая должна показать превос­ходство коллективного хозяйства над единоличным. Для того, чтобы участни­ки демонстрации смогли проехать по со­седним деревням и показать, что почти все завидовские крестьяне вступили в колхоз, были собраны подводы и украшен­ные красными лентами лошади. К назна­ченному времени — 11 часам дня — около избы-читальни собралась незначительная группа крестьян. Организаторы демонстрации решили подождать еще два часа. Но и через два часа ситуация не изменилась. Тогда кто-то из присут­ствующих сказал, что народа нет потому, что все нахо­дятся в храме, где совершается торжественная служба.

Услышав об этом, секретарь комсомольской ячейки послал в храм  комсомольцев. Войдя в церковь, они увидели, что идет служба, на которой присутст­вует множество молящихся. Организаторы демонстра­ции решили, что она не удалась из-за богослужения.

В храме в тот день собралось около 600 человек, сре­ди которых было более 300 причастников. Молебен слу­жил протоиерей Григорий Раевский, литургию — священник Николай Дмитров. Пока отец Григорий служил мо­лебен, отец Николай исповедовал причастников. Когда отец Николай начал служить литургию, исповедовать стал отец Григорий. Из-за большого количества прича­стников служба затянулась до трех часов дня.

ОГПУ воспользовалось этим случаем и уже на следу­ющий день начало расследование с целью ареста завидовских священников. Сотрудники ОГПУ выяснили, что наибольшим авторитетом и любовью  прихожан, жителей Завидово и окрестных деревень,  пользуется отец Григорий. Началось расследование его церковной деятельности. В ОГПУ были вызваны комсо­мольцы — члены бригады по коллективизации, председа­тель Завидовского сельсовета и местный работник по­литпросвета (избач). Вот выдержка из их показаний:

«Демонстрация была сорвана благодаря поповской и кулацкой агитации. По имеющимся сведениям, священник Григорий Раевский в церкви произнес проповедь. Привел пример: «Братья, когда тонет корабль, команда спасает­ся, но капитан должен погибнуть». Из слов Раевского видно, что он до тех пор будет бороться с советской вла­стью, пока не погибнет. А поэтому считаю дальнейшее пребывание попов в Завидово безусловно опасным для строительства коллективизации».

В самый день ареста отца Григория, 14 августа 1930 года, ОГПУ вызвало на допрос председателя сельсовета, который высказал мнение о настоятельной необходимо­сти ареста священника: «В декабре 1929 года Раевский приходил ко мне в сельсовет за разрешением на хожде­ние по домам для совершения рождественского служения. Тогда я, как председатель, ему не разрешил,  он ска­зал, что “ваша задача задушить религию”. К Раевскому ча­сто приезжают неизвестно откуда священники и под видом службы проводят какие-то совещания. Я полагаю, что Раевский является первым контрреволюционером, который организовывает массу при помощи церкви».

Местный избач показал: «Священник села Завидова Раевский действительно является организатором масс на срыв всех мероприятий партии и советской власти».

Из числа верующих в ОГПУ был вызван староста хра­ма, который, отвечая на вопросы следствия, не предпо­лагал, что они задаются с единственной целью — аре­стовать священника, — и не стал читать протокол до­проса, в котором следователь записал его показания: «Я церковным старостой нашей Завидовской церкви был примерно лет двенадцать. Своих священников, Раевского и Дмитрова, хорошо знаю. Больше всего говорит пропо­веди благочинный Григорий Григорьевич Раевский. Он го­ворит проповеди в престольные праздники, на Троицу, Ильин день. Успенье,  Михайлов день. В эти дни в церкви бывает очень много народу. Любимые его проповеди о блудном сыне, о страданиях Иисуса Христа. Заканчивал призывом к верующим, чтобы они своих детей воспиты­вали в духе Божьем, остерегались антихриста и дьяволь­ского учения, не верили ему и не поддавались обману, ибо рассуждения о том, что Бога нет, исходят от злого че­ловека… Проповедь Григория Раевского настолько дейст­вовала, что многие, выходя из церкви, плакали».

14 августа сотрудники ОГПУ пришли к отцу Григо­рию с обыском и арестовали его. До этого в доме у священника уже несколько раз проводились обыски, закон­чившиеся конфискацией и без того скудного имущества.

Первое время после ареста отца Григория держали в Завидово, а потом под конвоем отправили в Тверскую тюрьму. В Тверь для допроса вызвали и старосту Зави­довской церкви. Однако следователям ОГПУ не удалось получить сведений, уличающих отца Григория в антисо­ветской деятельности.

5 января 1931 года тройка ОГПУ приговорила Григория Раевского к пяти годам заключения в исправительно-трудо­вом лагере. Отец Григорий отбыл срок на строительстве Беломоро-Балтийского канала. Его освободили в 1934 году.

Вернувшись в Завидово, священник стал по-прежнему служить в храме. Из-за финансовых трудностей отец Григорий продал дом колхозу, поселился вместе с семьей в доме отца Николая Дмитрова, а позже жил на кварти­ре у одной доброй женщины. 12 мая 1935 года от скоро­течной чахотки умерла жена отца Григория. Дочь Нина осталась на попечении отца и крестного Николая Дмит­рова. Четыре класса она окончила в Завидовской школе. В пятый класс Нину не приняли из-за того, что она была дочерью священника. Ей пришлось учиться далеко от до­ма. Нина была отличницей, успешно окончила школу и ин­ститут и впоследствии занимала высокую должность.

Летом 1936 года благочинному Завидовского района было предложено собрать местное духовенство для об­суждения проекта сталинской Конституции. На собра­ние явились только двое священников. Одним из них был отец Григорий Раевский. Узнав, чему посвящено собра­ние, он отказался от обсуждения и заявил, что посколь­ку он, как священник, лишен гражданских прав, то не может обсуждать проект Конституции. На этом рабо­та собрания закончилась. Возможно, о нем никто бы и не вспомнил, если бы через год не началась новая волна гонения на церковь.

Отец Григорий был арестован 30 июля 1937 года. На­чальник Завидовского отделения НКВД Глебов и следова­тель Шевелов допросили многих жителей села, но те зая­вляли, что знают отца Григория как человека лояльного к советской власти.  28 сентября отцу Григорию исполнилось 49 лет. День рождения он встретил в Тверской тюрьме. На другой день тройка НКВД приговорила священника к расстрелу. Про­тоиерея Григория Раевского расстреляли сразу после объя­вления приговора, 29 сентября 1937 года. Священномученик был погребен в братской могиле на одном из кладбищ Твери. Точное место погребения остается неизвестным.

Память об отце Григории, его служении, попечении о душах верующих, милосердии и мученической кончине  до сих пор жива среди завидовских прихожан.

 

Священномученик Николай (Дмитров)

В начале XX века в Завидово служил священник Николай Розанов. В 1900-х годах он тяжело забо­лел, приход остался без второго священника. Стар­шая дочь отца Николая Екатерина училась в гимна­зии, где преподавала двоюродная сестра Николая Дми­трова. Последняя, зная о намерении Николая принять сан священника и о том, что отец Екатерины безна­дежно болен, познакомила их. Екатерина дала согла­сие на брак, но попросила отложить венчание на год, чтобы окончить гимназию и иметь возможность ра­ботать учительницей. Венчание их состоялось в 1908 году.

Священномученик Николай родился 14 мая 1878 года в селе Кунцево Московской губернии в семье священника. В 1900 году он окончил Московскую духовную семинарию,  работал учителем. В 1909 году в храме Христа Спасите­ля в Москве Николай Дмитров был рукоположен в сан священника. В селе  Завидово он терпеливо и с усердием нес крест пастырского служения – до своей му­ченической кончины.

Прихожане, узнав священника поближе, полюбили его за доброту, за отзывчивость, за безупречное исполне­ние пастырских обязанностей. В любую погоду, днем и ночью, и даже при безбожной власти, когда у него не стало лошади, отец Николай шел пешком в дальнюю де­ревню, чтобы причастить больного. У отца Николая бы­ло четверо детей, которых он старался воспитать в любви к Богу и церкви.
В селе Завидово многие кре­стьяне беззаветно любили отца Николая,  почитали его за простоту в общении, за то, что он сам, будучи небогат и имея большую семью, никогда никому не отказывал в помо­щи. Уважение и любовь к священнику среди завидовских прихожан были столь велики, что власти не решились прибегать к аресту, но пытались уговорить священника оставить служение в храме и отказаться от сана. Вза­мен они обещали отменить непосильные налоги. Эти уговоры продолжались в течение нескольких лет, но исповедник веры Христовой в ответ говорил одно и тоже: «Никогда не уйду из храма и не сниму сана».

В 1930 году власти арестовали второго завидовского священника, протоиерея Григория Раевского, и потребо­вали от отца Николая лжесвидетельства против собра­та. Отец Николай отказался, заявив: «Священник Григо­рий Григорьевич Раевский ничего против советской вла­сти не проявлял».

В 1932 году власти потребовали, чтобы отец Нико­лай за три месяца напилил и сдал 150 кубометров дров. Его дети к этому времени разъехались, помочь было некому, и пожилой священник не мог в одиночку выпол­нить это задание. Однако за невыполнение нормы ему грозило тюремное заключение. Отец Николай написал просьбу об отмене задания, но местные власти лишь вдвое уменьшили норму.

В конце концов, поскольку священник не соглашался снять сан, а власти требовали все больших налогов, на­ступило время, когда отец Николай не смог их запла­тить и за это в 1933 году был арестован и приговорен к одному году заключения в исправительно-трудовом ла­гере. Когда через год он вернулся в завидовский храм, то снова стал подвергаться гонениям с угрозами нового ареста.

6 марта 1938 года тройка НКВД приговорила протоиерея Николая Дмитрова к расстре­лу. Через два дня, 8 марта,  священник был рас­стрелян в Тверской тюрьме и погребен на одном из клад­бищ в братской могиле. Точное место его захоронения неизвестно.

В 1956 году супруга отца Николая подала прошение о реабилитации мужа. Завидовские крестьяне, вызванные властями для опросов, показали, что отец Николай пользовался огромным уважением и любовью жителей села  и никакой антигосударственной агитации не проводил. На основании многочисленных свидетельств как верую­щих, так и неверующих людей  отец Николай был при­знан невиновным. До нашего времени среди православных Твер­ской епархии сохраняется память о жизни и подвиге священномученика Николая (Дмитрова).

Иконы священномучеников Николая и Григория и сегодня поко­ятся на аналое у северной стены Успенского храма села Завидово.

Поклонный крест

Поклонный крест, издавна почитаемый жителями Завидова и окрестных деревень, и сейчас стоит неподалеку от храма, на улице Новой.

Этот крест особенно прославился в 1899 году, когда  один безбожник, молодой человек надсмеялся над святыней и был жестоко наказан за свой проступок. Этот случай, свидетельствующий о том, что Бог поругаем не бывает, получил широкую огласку не только среди местных жителей, но и в церковных и светских газетах. Приведем статью из «Московского листка» за 1899 год (№ 216):

«Недавно жандармской полицией станции «Завидово», Николаевской железной дороги, производившей дознание о причине смерти крестьянина Тверской губернии Ильи  Лебедева, 18 лет, скоропостижно умершего 2 августа на станции «Завидово», обнаружено следующее: при расспросах о причине смерти Ильи  брат покойного, Василий объяснил, что он, вместе с покойным и другими товарищами 23 июля ходил за покупкою харчей в село Завидово. Невдалеке от села они заметили стоящий в поле деревянный крест, подойдя к которому, все они, за исключением Ильи Лебедева, обнажили головы и набожно перекрестились, чего не сделал только один Илья, обругавший их всех и позволивший при этом произнести кощунственные слова. Едва они успели сделать несколько шагов, как Илья Лебедев внезапно почувствовал сильную боль в ногах. Кое-как он вместе с другими дошел до села, а затем едва мог добраться домой в железнодорожную казарму на 502 версте от Петербурга. Здесь Илья Лебедев продолжал жаловаться на боль в ногах и руках, так как с трудом мог выйти на работу. На третий день боль настолько усилилась, что он на работу уже не мог выйти, и пролежал, не вставая, четыре дня. 31 июля дорожный смотритель телеграммой вызвал из Клина фельдшера, но медицинская помощь не дала Лебедеву желанного результата. Видя такой недуг, постигший Илью, полное бессилие медицины помочь ему, брат его, Василий Лебедев надумал снова сходить с больным в село Завидово и отслужить у кощунственно поруганного им креста молебен. Железнодорожный смотритель достал подводу и все трое поехали на богомолье, но священника в селе не застали, вследствие чего ограничились только своими молитвами. Помолившись, они решились больного отправить на родину, но едва лишь они прибыли на станцию «Завидово» и, сняв Илью Лебедева с подводы, перенесли на платформу, как он тут же умер».

После этого случая на поклонение кресту шли не только завидовцы и жители окрестных селений, но и паломники из Москвы и других городов. Те из них, кто молился с особым усердием, ощущали исходящую от креста благодать. Благочестивые люди поставили над крестом небольшую часовенку, которую называют «Крестопоклонной».

Документальные сведения о том, когда и по какому случаю был установлен завидовский крест, отсутствуют. Согласно местному преданию, крест поставили в 1610-1615 годах на месте гибели завидовцев от рук польских интервентов. По другой версии, крест воздвигнут в память чудесного исцеления расслабленного юноши, совершенного преподобным Сергием Радонежским, который вместе с митрополитом Киприаном проезжал по этим местам в середине августа 1382 года, направляясь в Тверь.

В старину поклонный крест стоял в поле, но со временем жилые улицы Завидова протянулись далеко на запад от трассы Москва-Петербург, и Крестопоклонная часовня оказалась на обочине тихой улочки. Ее называют Новой, а среди сельчан  она более известна как «Навлянка». Вход в часовню находится с западной стороны. Внутри стоит массивный, выше человеческого роста, дубовый восьмиконечный крест, опирающийся на каменный фундамент. Передняя сторона креста покрыта Завидовонакладным деревянным крестом с рельефными изображениями Распятия и надписями: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое поем и  славим». В верхней части креста находится резной образ Христа Спасителя.

 

Двери часовни никогда не запираются. Люди приходят поклониться кресту в любое время суток. Особенно много богомольцев стекается к нему 27 сентября, в День Воздвижения Креста Господня.

После литургии торжественный крестный ход с крестом, хоругвями и иконами в сопровождении хора и колокольного звона  направляется в Крестопоклонную часовню на водосвятный молебен.

 

 

КОРЗИНОЧКА “ДАРЫ ВОЛХВОВ”

Два года назад  Завидовскому храму к празднику Рождества Христова был сделан особый подарок. Это – копия Корзиночки “Дары волхвов”.  Подлинные сокровища хранятся на Афоне в монастыре Святого Павла. Корзиночки помещены в небольшие ковчеги-мощевики.

История свидетельствует: Рождество Христово чудесной звездою было возвещено волхвам. В лице этих восточных мудрецов, принесших в дар золото, ладан и смирну, весь мир прославил Богомладенца. Золото они принесли Ему как царю, ладан – как Богу, а смирну – как человеку, который должен умереть  (потому что в то время умерших помазывали маслами. смешанными с благовонной смирной). Предание сохранило имена благочестивых волхвов: это были Мельхиор, Валтасар и Гаспар.

Дары волхвов сохранились до наших дней. Золото – 28 небольших пластин разной формы: трапеции, четырехугольника, многоугольника. На каждой пластинке – тончайший, неповторимый филигранный орнамент. Ладан и смирна представляют собой около семидесяти небольших, величиной с маслину, шариков.

Честные Дары волхвов Матерь Божия бережно хранила всю жизнь.  А незадолго до своего Успения она передала Дары вместе со своим Поясом и Ризой Иерусалимской Церкви, где они и хранились до 400 года. Позже византийский император Аркадий перенес Дары в Константинополь. для освящения  новой столицы империи. Потом они попадают в город Никею и около 60 лет находятся там. Когда из Константинополя были изгнаны латиняне, Дары возвратились в столицу., а после падения Византии в 1453 году сербская царевна Мариам привезла их на Афон в обитель Святого Павла. К копии Корзиночки “Дары волхвов” в Завидово приезжают поклониться многочисленные паломники.