Святыни храма
Тихвинская икона Божией Матери
По преданию, написанная евангелистом Лукой, Тихвинская икона Божией Матери явилась в 1383 году в Новгородских пределах. Рыбаки, забрасывая сети на Ладожском озере, увидели летящую над водой икону, окруженную ослепительным сиянием. Достигнув берега, икона медленно поплыла над землей. За ней следовали потрясенные этим чудом местные жители. Икона несколько раз останавливалась и опускалась на землю. На местах этих остановок совершались бесчисленные чудеса, в память о которых были построены храмы. Для своего пребывания Пречистая Дева выбрала место у реки Тихвинка, там, где сейчас находится город Тихвин.
Прославлению Тихвинской иконы способствовали события Смутного времени. В 1613 году овладевшие Новгородской землей шведы захватили Тихвинскую обитель, но вскоре были вынуждены ее покинуть. Шведский генерал Делагарди, разъяренный тем, что хорошо обученное регулярное войско потерпело поражение от защитников монастыря, приказал сравнять его с землей.
Шведы многократно штурмовали стены обители, которую защищали немногочисленные ратники, окрестные жители и монахи. Те, кто не мог сражаться, молились в храме перед чудотворной иконой. Богоматерь явилась благочестивой женщине Марии, которая за два года до этого получила прозрение от иконы, и повелела ей: «Скажи всем находящимся в обители, да возьмут икону мою и обойдут по стенам вокруг, и узрят милость Божию». Повеление Владычицы было выполнено, и святой образ с пением молебна пронесли по монастырским стенам. В это время шведов охватил страх, и, никем не гонимые, они в смятении бежали.
Шведские войска еще несколько раз приступали к монастырю, и каждый раз Пресвятая Богородица избавляла свою обитель от гибели.
Чудотворная икона совершила множество других чудес: недужные получали исцеление, слепые прозревали, бесноватые освобождались от злых духов. Помощь и исцеление получали даже те, кто, находясь в далеких краях, призывал на помощь Небесную Хранительницу иконы и обещал совершить паломничество в Тихвинскую обитель.
В середине XX века, во времена жестоких гонений на православную Церковь, чудотворная икона покинула Россию и оказалась в Америке, у отца Сергия Гарклавса, клирика Американской православной церкви города Чикаго. Его приемный отец, архиепископ Иоанн, завещал сыну передать икону в Тихвинский монастырь, если он будет возобновлен. Сейчас Тихвинская обитель восстановлена, и святыня русской Православной Церкви в 2004 году вернулась в Тихвин.
Чудотворной силой обладает не только явленная икона Тихвинской Божией Матери, но и многие ее списки. Один из них, неизвестно кем и когда написанный, сегодня находится в Успенской церкви села Завидово.
Завидовская икона тоже прославлена чудотворениями. В 1994 году икона замироточила. Те люди, что обращаются к ней с сердечной, прочувствованной молитвой, получают благодеяния и чудесные исцеления. От иконы часто исходит дивно благоухающее миро. Драгоценные украшения, приложенные к иконе молящимися, являются зримым выражением благодарности Божией Матери за явленную помощь и милосердие.
Святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский. Икона святителя в Завидове
Святитель Николай, архиепископ Мирликийский, родился во второй половине III века в городе Патары в малоазиатской области Ликии. Согласно Житию, младенец Николай три часа простоял в крещальной купели, воздавая честь Святой Троице. Благочестивые родители, увидев, что ребенок отмечен особой благодатью, обратили особое внимание на его духовное воспитание. Когда Николай вырос, его дядя, епископ Патарский, рукоположил племянника в пресвитеры и предсказал ему великое будущее.
Вскоре родители святого умерли, оставив большое наследство. Молодой пресвитер употребил его на благотворительные дела.
Однажды пресвитер Николай отправился на богомолье в Палестину. Плывя на корабле по морю, он совершил несколько чудес: предсказал бурю и укротил ее своей молитвой, воскресил молодого матроса, упавшего с мачты. Прибыв в Палестину, святой решил удалиться в монастырь и посвятить жизнь уединенной молитве. Но Господу было угодно, чтобы этот светильник веры не пребывал под спудом. Святой Николай получил откровение, в котором Господь повелел ему оставить затвор и идти к людям. Повинуясь Божией воле, святой отправился в Миры Ликийские, где усердно молился в храмах и жил как нищий. В это время скончался Ликийский архиепископ. Епископам, молившимся Богу об указании преемника почившего иерарха, было ниспослано чудесное видение, благодаря которому они узнали, что достойнейшим кандидатом на архиепископский престол является нищий по имени Николай.
Святитель совершил множество чудес – сохранил жизнь невинно осужденным, спас от голода жителей Ликии, избавил от потопления терпевших бедствие моряков. Как истинный пастырь, он помогал всем, кто приходил к нему с какой-нибудь нуждой, — и христианам, и язычникам.
Святитель Николай мирно почил в декабре 342 года. Господь сподобил его тело нетления, и мощи святого, в 1087 году перенесенные в итальянский город Бари, по сей день источают целебное миро, обладающее даром чудо-творений. Память святителя совершается дважды в год – 9 (22) мая и 6 (19) декабря.
На Руси имя Николая Мирликийского всегда пользовалось особым почитанием. Одним из свидетелей его милости к нашему Отечеству является чудотворный Можайский образ святителя Николая. Эта икона, вырезанная из дерева, была создана в XIV веке и находилась в соборном храме Николая Чудотворца.
По преданию, возникновение Можайской иконы связано с чудесным спасением осажденного врагами города. Когда силы немногочисленных защитников Можайска уже были на исходе, они увидели над городом святителя Николая Мирликийского, который в правой руке держал меч, а в левой — храм, обнесенный крепостными стенами. Неприятель был так устрашен этим видением, что, к удивлению и радости осажденных, снял осаду и бежал. В благодарность святителю жители города изобразили его в том виде, в каком он им явился, — с мечом и храмом, в облике сильного и грозного защитника православной Церкви. Можайский образ святого Николая был одной из самых почитаемых святынь Русского государства.
В 1812 году, когда к Можайску приближалась армия Наполеона, чудотворную икону спрятали в подвале собора. Французы разграбили храм и сожгли иконостас, но икона заступничеством святого Николая была сохранена без повреждений.
Чудотворный образ Николы Можайского и его многочисленные списки прославились исцелениями многочисленных недужных. Среди исцеленных были и тысячи прихожан Завидовской церкви.
В августе 1871 года на берегах Волги, в том числе и в районе Завидово, разразилась страшная эпидемия холеры. В Завидово и окрестных селениях погибло множество людей. Медицинские средства, карантины и прочие меры не помогали. Народ пришел в отчаяние. Далеко не все умирающие могли получить последнее предсмертное утешение — причащение Святых Тайн — и удостоиться христианского погребения. Начальствующие лица пали духом и не знали, что предпринять. Наконец, по совету благочестивых людей из Волоколамска принесли чудотворную икону Николая Можайского. Завидовцы встречали святой образ со слезами и плачем, громко взывая: «О, всеблагий отче Николае, пастырю и учителю всех верою притекающих к твоему заступлению и теплою молитвою тебе призывающих, скоро потщися и избави Христово стадо от черной гибели! Ходатайствуй за нас, окаянных, умоли Господа Бога смиловаться над грешными!»
Чудотворную икону с молитвами обнесли вокруг Завидово, пронесли по селениям прихода, занося в дома. Великий святитель услышал молящихся о спасении: эпидемия пошла на убыль и прекратилась в первых числах сентября. Пораженные благодатной силой святого образа, прихожане собрали деньги и заказали список, «мерой и подобием равный чудотворной иконе». В 1872 году икона Николы Можайского была поставлена в Завидовской церкви. По свидетельству прихожан, многие и сегодня получают от иконы исцеления душевных мук и телесных страданий.
Священномученик Григорий (Раевский)
Священномученик Григорий родился 28 сентября 1888 года в селе Завидово в семье диакона Григория Раевского. После окончания Московской духовной семинарии Григорий Григорьевич женился на Лидии Васильевне Беляевой, дочери священника села Завидово. В 1912 году Григорий Раевский был рукоположен и назначен священником Успенского храма.
Все силы молодой священник отдавал храму и прихожанам. И его супруга стала ему помощницей в заботах о храме. Между ними во всем было согласие и мир. Их супружескую жизнь несколько омрачало лишь отсутствие детей. Через несколько лет в Завидово почти одновременно умерли муж и жена, оставив троих сирот, и отец Григорий с Лидией Васильевной взяли к себе одну из девочек, Анну, которой тогда было восемь лет, и воспитывали ее как родную дочь. В 1922 году у них родилась дочь Нина, но родители не чувствовали никакой разницы между приемной и родной дочерью. Сами девочки относились друг к другу, как родные сестры.
В первый раз отца Григория арестовали в 1927 году. Он был заключен в Бутырскую тюрьму по обвинению в распространении ложных слухов. Однако на следствии выяснилась полная невиновность священника, и через два месяца власти были вынуждены его освободить.
В конце 1929 года, одновременно с началом коллективизации, началось гонение на Православную Церковь. Чтобы помочь объединению крестьянских хозяйств в колхозы, в Завидово из города приехали молодые коммунисты. В субботу 8 февраля 1930 года на общем сходе крестьян председатель Завидовского сельсовета объявил, что на воскресенье 9 февраля назначается демонстрация, которая должна показать превосходство коллективного хозяйства над единоличным. Для того, чтобы участники демонстрации смогли проехать по соседним деревням и показать, что почти все завидовские крестьяне вступили в колхоз, были собраны подводы и украшенные красными лентами лошади. К назначенному времени — 11 часам дня — около избы-читальни собралась незначительная группа крестьян. Организаторы демонстрации решили подождать еще два часа. Но и через два часа ситуация не изменилась. Тогда кто-то из присутствующих сказал, что народа нет потому, что все находятся в храме, где совершается торжественная служба.
Услышав об этом, секретарь комсомольской ячейки послал в храм комсомольцев. Войдя в церковь, они увидели, что идет служба, на которой присутствует множество молящихся. Организаторы демонстрации решили, что она не удалась из-за богослужения.
В храме в тот день собралось около 600 человек, среди которых было более 300 причастников. Молебен служил протоиерей Григорий Раевский, литургию — священник Николай Дмитров. Пока отец Григорий служил молебен, отец Николай исповедовал причастников. Когда отец Николай начал служить литургию, исповедовать стал отец Григорий. Из-за большого количества причастников служба затянулась до трех часов дня.
ОГПУ воспользовалось этим случаем и уже на следующий день начало расследование с целью ареста завидовских священников. Сотрудники ОГПУ выяснили, что наибольшим авторитетом и любовью прихожан, жителей Завидово и окрестных деревень, пользуется отец Григорий. Началось расследование его церковной деятельности. В ОГПУ были вызваны комсомольцы — члены бригады по коллективизации, председатель Завидовского сельсовета и местный работник политпросвета (избач). Вот выдержка из их показаний:
«Демонстрация была сорвана благодаря поповской и кулацкой агитации. По имеющимся сведениям, священник Григорий Раевский в церкви произнес проповедь. Привел пример: «Братья, когда тонет корабль, команда спасается, но капитан должен погибнуть». Из слов Раевского видно, что он до тех пор будет бороться с советской властью, пока не погибнет. А поэтому считаю дальнейшее пребывание попов в Завидово безусловно опасным для строительства коллективизации».
В самый день ареста отца Григория, 14 августа 1930 года, ОГПУ вызвало на допрос председателя сельсовета, который высказал мнение о настоятельной необходимости ареста священника: «В декабре 1929 года Раевский приходил ко мне в сельсовет за разрешением на хождение по домам для совершения рождественского служения. Тогда я, как председатель, ему не разрешил, он сказал, что “ваша задача задушить религию”. К Раевскому часто приезжают неизвестно откуда священники и под видом службы проводят какие-то совещания. Я полагаю, что Раевский является первым контрреволюционером, который организовывает массу при помощи церкви».
Местный избач показал: «Священник села Завидова Раевский действительно является организатором масс на срыв всех мероприятий партии и советской власти».
Из числа верующих в ОГПУ был вызван староста храма, который, отвечая на вопросы следствия, не предполагал, что они задаются с единственной целью — арестовать священника, — и не стал читать протокол допроса, в котором следователь записал его показания: «Я церковным старостой нашей Завидовской церкви был примерно лет двенадцать. Своих священников, Раевского и Дмитрова, хорошо знаю. Больше всего говорит проповеди благочинный Григорий Григорьевич Раевский. Он говорит проповеди в престольные праздники, на Троицу, Ильин день. Успенье, Михайлов день. В эти дни в церкви бывает очень много народу. Любимые его проповеди о блудном сыне, о страданиях Иисуса Христа. Заканчивал призывом к верующим, чтобы они своих детей воспитывали в духе Божьем, остерегались антихриста и дьявольского учения, не верили ему и не поддавались обману, ибо рассуждения о том, что Бога нет, исходят от злого человека… Проповедь Григория Раевского настолько действовала, что многие, выходя из церкви, плакали».
14 августа сотрудники ОГПУ пришли к отцу Григорию с обыском и арестовали его. До этого в доме у священника уже несколько раз проводились обыски, закончившиеся конфискацией и без того скудного имущества.
Первое время после ареста отца Григория держали в Завидово, а потом под конвоем отправили в Тверскую тюрьму. В Тверь для допроса вызвали и старосту Завидовской церкви. Однако следователям ОГПУ не удалось получить сведений, уличающих отца Григория в антисоветской деятельности.
5 января 1931 года тройка ОГПУ приговорила Григория Раевского к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Отец Григорий отбыл срок на строительстве Беломоро-Балтийского канала. Его освободили в 1934 году.
Вернувшись в Завидово, священник стал по-прежнему служить в храме. Из-за финансовых трудностей отец Григорий продал дом колхозу, поселился вместе с семьей в доме отца Николая Дмитрова, а позже жил на квартире у одной доброй женщины. 12 мая 1935 года от скоротечной чахотки умерла жена отца Григория. Дочь Нина осталась на попечении отца и крестного Николая Дмитрова. Четыре класса она окончила в Завидовской школе. В пятый класс Нину не приняли из-за того, что она была дочерью священника. Ей пришлось учиться далеко от дома. Нина была отличницей, успешно окончила школу и институт и впоследствии занимала высокую должность.
Летом 1936 года благочинному Завидовского района было предложено собрать местное духовенство для обсуждения проекта сталинской Конституции. На собрание явились только двое священников. Одним из них был отец Григорий Раевский. Узнав, чему посвящено собрание, он отказался от обсуждения и заявил, что поскольку он, как священник, лишен гражданских прав, то не может обсуждать проект Конституции. На этом работа собрания закончилась. Возможно, о нем никто бы и не вспомнил, если бы через год не началась новая волна гонения на церковь.
Отец Григорий был арестован 30 июля 1937 года. Начальник Завидовского отделения НКВД Глебов и следователь Шевелов допросили многих жителей села, но те заявляли, что знают отца Григория как человека лояльного к советской власти. 28 сентября отцу Григорию исполнилось 49 лет. День рождения он встретил в Тверской тюрьме. На другой день тройка НКВД приговорила священника к расстрелу. Протоиерея Григория Раевского расстреляли сразу после объявления приговора, 29 сентября 1937 года. Священномученик был погребен в братской могиле на одном из кладбищ Твери. Точное место погребения остается неизвестным.
Память об отце Григории, его служении, попечении о душах верующих, милосердии и мученической кончине до сих пор жива среди завидовских прихожан.
Священномученик Николай (Дмитров)
В начале XX века в Завидово служил священник Николай Розанов. В 1900-х годах он тяжело заболел, приход остался без второго священника. Старшая дочь отца Николая Екатерина училась в гимназии, где преподавала двоюродная сестра Николая Дмитрова. Последняя, зная о намерении Николая принять сан священника и о том, что отец Екатерины безнадежно болен, познакомила их. Екатерина дала согласие на брак, но попросила отложить венчание на год, чтобы окончить гимназию и иметь возможность работать учительницей. Венчание их состоялось в 1908 году.
Священномученик Николай родился 14 мая 1878 года в селе Кунцево Московской губернии в семье священника. В 1900 году он окончил Московскую духовную семинарию, работал учителем. В 1909 году в храме Христа Спасителя в Москве Николай Дмитров был рукоположен в сан священника. В селе Завидово он терпеливо и с усердием нес крест пастырского служения – до своей мученической кончины.
Прихожане, узнав священника поближе, полюбили его за доброту, за отзывчивость, за безупречное исполнение пастырских обязанностей. В любую погоду, днем и ночью, и даже при безбожной власти, когда у него не стало лошади, отец Николай шел пешком в дальнюю деревню, чтобы причастить больного. У отца Николая было четверо детей, которых он старался воспитать в любви к Богу и церкви.
В селе Завидово многие крестьяне беззаветно любили отца Николая, почитали его за простоту в общении, за то, что он сам, будучи небогат и имея большую семью, никогда никому не отказывал в помощи. Уважение и любовь к священнику среди завидовских прихожан были столь велики, что власти не решились прибегать к аресту, но пытались уговорить священника оставить служение в храме и отказаться от сана. Взамен они обещали отменить непосильные налоги. Эти уговоры продолжались в течение нескольких лет, но исповедник веры Христовой в ответ говорил одно и тоже: «Никогда не уйду из храма и не сниму сана».
В 1930 году власти арестовали второго завидовского священника, протоиерея Григория Раевского, и потребовали от отца Николая лжесвидетельства против собрата. Отец Николай отказался, заявив: «Священник Григорий Григорьевич Раевский ничего против советской власти не проявлял».
В 1932 году власти потребовали, чтобы отец Николай за три месяца напилил и сдал 150 кубометров дров. Его дети к этому времени разъехались, помочь было некому, и пожилой священник не мог в одиночку выполнить это задание. Однако за невыполнение нормы ему грозило тюремное заключение. Отец Николай написал просьбу об отмене задания, но местные власти лишь вдвое уменьшили норму.
В конце концов, поскольку священник не соглашался снять сан, а власти требовали все больших налогов, наступило время, когда отец Николай не смог их заплатить и за это в 1933 году был арестован и приговорен к одному году заключения в исправительно-трудовом лагере. Когда через год он вернулся в завидовский храм, то снова стал подвергаться гонениям с угрозами нового ареста.
6 марта 1938 года тройка НКВД приговорила протоиерея Николая Дмитрова к расстрелу. Через два дня, 8 марта, священник был расстрелян в Тверской тюрьме и погребен на одном из кладбищ в братской могиле. Точное место его захоронения неизвестно.
В 1956 году супруга отца Николая подала прошение о реабилитации мужа. Завидовские крестьяне, вызванные властями для опросов, показали, что отец Николай пользовался огромным уважением и любовью жителей села и никакой антигосударственной агитации не проводил. На основании многочисленных свидетельств как верующих, так и неверующих людей отец Николай был признан невиновным. До нашего времени среди православных Тверской епархии сохраняется память о жизни и подвиге священномученика Николая (Дмитрова).
Иконы священномучеников Николая и Григория и сегодня покоятся на аналое у северной стены Успенского храма села Завидово.
Поклонный крест
Поклонный крест, издавна почитаемый жителями Завидова и окрестных деревень, и сейчас стоит неподалеку от храма, на улице Новой.
Этот крест особенно прославился в 1899 году, когда один безбожник, молодой человек надсмеялся над святыней и был жестоко наказан за свой проступок. Этот случай, свидетельствующий о том, что Бог поругаем не бывает, получил широкую огласку не только среди местных жителей, но и в церковных и светских газетах. Приведем статью из «Московского листка» за 1899 год (№ 216):
«Недавно жандармской полицией станции «Завидово», Николаевской железной дороги, производившей дознание о причине смерти крестьянина Тверской губернии Ильи Лебедева, 18 лет, скоропостижно умершего 2 августа на станции «Завидово», обнаружено следующее: при расспросах о причине смерти Ильи брат покойного, Василий объяснил, что он, вместе с покойным и другими товарищами 23 июля ходил за покупкою харчей в село Завидово. Невдалеке от села они заметили стоящий в поле деревянный крест, подойдя к которому, все они, за исключением Ильи Лебедева, обнажили головы и набожно перекрестились, чего не сделал только один Илья, обругавший их всех и позволивший при этом произнести кощунственные слова. Едва они успели сделать несколько шагов, как Илья Лебедев внезапно почувствовал сильную боль в ногах. Кое-как он вместе с другими дошел до села, а затем едва мог добраться домой в железнодорожную казарму на 502 версте от Петербурга. Здесь Илья Лебедев продолжал жаловаться на боль в ногах и руках, так как с трудом мог выйти на работу. На третий день боль настолько усилилась, что он на работу уже не мог выйти, и пролежал, не вставая, четыре дня. 31 июля дорожный смотритель телеграммой вызвал из Клина фельдшера, но медицинская помощь не дала Лебедеву желанного результата. Видя такой недуг, постигший Илью, полное бессилие медицины помочь ему, брат его, Василий Лебедев надумал снова сходить с больным в село Завидово и отслужить у кощунственно поруганного им креста молебен. Железнодорожный смотритель достал подводу и все трое поехали на богомолье, но священника в селе не застали, вследствие чего ограничились только своими молитвами. Помолившись, они решились больного отправить на родину, но едва лишь они прибыли на станцию «Завидово» и, сняв Илью Лебедева с подводы, перенесли на платформу, как он тут же умер».
После этого случая на поклонение кресту шли не только завидовцы и жители окрестных селений, но и паломники из Москвы и других городов. Те из них, кто молился с особым усердием, ощущали исходящую от креста благодать. Благочестивые люди поставили над крестом небольшую часовенку, которую называют «Крестопоклонной».
Документальные сведения о том, когда и по какому случаю был установлен завидовский крест, отсутствуют. Согласно местному преданию, крест поставили в 1610-1615 годах на месте гибели завидовцев от рук польских интервентов. По другой версии, крест воздвигнут в память чудесного исцеления расслабленного юноши, совершенного преподобным Сергием Радонежским, который вместе с митрополитом Киприаном проезжал по этим местам в середине августа 1382 года, направляясь в Тверь.
В старину поклонный крест стоял в поле, но со временем жилые улицы Завидова протянулись далеко на запад от трассы Москва-Петербург, и Крестопоклонная часовня оказалась на обочине тихой улочки. Ее называют Новой, а среди сельчан она более известна как «Навлянка». Вход в часовню находится с западной стороны. Внутри стоит массивный, выше человеческого роста, дубовый восьмиконечный крест, опирающийся на каменный фундамент. Передняя сторона креста покрыта накладным деревянным крестом с рельефными изображениями Распятия и надписями: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое поем и славим». В верхней части креста находится резной образ Христа Спасителя.
Двери часовни никогда не запираются. Люди приходят поклониться кресту в любое время суток. Особенно много богомольцев стекается к нему 27 сентября, в День Воздвижения Креста Господня.
После литургии торжественный крестный ход с крестом, хоругвями и иконами в сопровождении хора и колокольного звона направляется в Крестопоклонную часовню на водосвятный молебен.
КОРЗИНОЧКА “ДАРЫ ВОЛХВОВ”
Два года назад Завидовскому храму к празднику Рождества Христова был сделан особый подарок. Это – копия Корзиночки “Дары волхвов”. Подлинные сокровища хранятся на Афоне в монастыре Святого Павла. Корзиночки помещены в небольшие ковчеги-мощевики.
История свидетельствует: Рождество Христово чудесной звездою было возвещено волхвам. В лице этих восточных мудрецов, принесших в дар золото, ладан и смирну, весь мир прославил Богомладенца. Золото они принесли Ему как царю, ладан – как Богу, а смирну – как человеку, который должен умереть (потому что в то время умерших помазывали маслами. смешанными с благовонной смирной). Предание сохранило имена благочестивых волхвов: это были Мельхиор, Валтасар и Гаспар.
Дары волхвов сохранились до наших дней. Золото – 28 небольших пластин разной формы: трапеции, четырехугольника, многоугольника. На каждой пластинке – тончайший, неповторимый филигранный орнамент. Ладан и смирна представляют собой около семидесяти небольших, величиной с маслину, шариков.
Честные Дары волхвов Матерь Божия бережно хранила всю жизнь. А незадолго до своего Успения она передала Дары вместе со своим Поясом и Ризой Иерусалимской Церкви, где они и хранились до 400 года. Позже византийский император Аркадий перенес Дары в Константинополь. для освящения новой столицы империи. Потом они попадают в город Никею и около 60 лет находятся там. Когда из Константинополя были изгнаны латиняне, Дары возвратились в столицу., а после падения Византии в 1453 году сербская царевна Мариам привезла их на Афон в обитель Святого Павла. К копии Корзиночки “Дары волхвов” в Завидово приезжают поклониться многочисленные паломники.