ДОКУМЕНТ- ВРЕМЕНИ ПОРТРЕТ
НОВЫЕ ЭКСПОНАТЫ МУЗЕЯ «ГОСУДАРЕВА ДОРОГА»
Музей «Государева дорога», расположенный на территории Храмового комплекса села Завидово, – это кладезь подлинных экспонатов разных эпох и времен, с любовью собранных настоятелем Успенской церкви села Завидово протоиереем Валерием Ильиным и его семьей. Местные жители, посетителя храмов и музеев стараются также пополнять различными экспонатами экспозиции музеев. Так, в сентябре в разделе «Конец XIX и начало XX веков» появилась любительская картина неизвестного художника «Ленин у дома Порошина». В книге «Ленин в Тверском крае», в разделе «Места, дорогие и близкие» Юрий Александрович ЯСТРЕБОВ, известный тверской журналист, редактор газеты «Калининская правда», ныне покойный, рассказывал о том, как на охоту в Завидово приезжал В. И. Ленин.
К личности вождя Советского государства сегодня отношение, что называется, неоднозначное. Тем не менее, он был и остается в истории государства как его руководитель. Экскурсанты, приезжающие в наши края, со вниманием воспринимают все исторические события, происходившие здесь в разные времена.
НА ОТДЫХЕ
В тот день в доме Порошиных ждали гостей. Хозяину дома — бывалому охотнику и опытному егерю В. И. Порошину к гостям не привыкать, но на этот раз дело было особенное. Шутка сказать: Председатель Совнаркома, сам Владимир Ильич Ленин собирался приехать отдохнуть, поохотиться. А охота в лесах, что раскинулись вокруг села Завидово, в котором жили Порошины, была знатная. Разная живность водилась в достатке, и уж кто-кто, а Порошин лучше других знал ее излюбленные места, знал, куда повести столичных гостей.
Вот что вспоминает о той охоте шофер Владимира Ильича С. К. Гиль: «Это было примерно весной 1920 года. Охота на глухарей приходила к концу. Прибыли мы к Порошину вечером; должны были выйти рано утром, затемно, чтобы к рассвету быть на месте. Пройти нужно было от дома километра два. Сидим у Порошина, пьем чай и сговариваемся, кому куда идти. Решено было разбиться по группам: одни отправятся на тетеревов, другие на глухарей.
— Итак, кто куда? — спрашивает Владимир Ильич.
— Мы пойдем на тетеревов, — говорят одни.
— А вы, товарищ Гиль? — интересуется Ильич.
— С вами, на глухарей, Владимир Ильич.
С нами пошел сын Порошина. Старик отправился с любителями тетеревов.
Была сильная распутица, снег еще не стаял, всюду стояли лужи. А ток находился на самом болотистом месте. Приближаясь к цели, молодой егерь предупредил нас, что теперь надо очень осторожно подходить — ток где-то близко.
Движемся медленно, ощупью — рассвет еще не наступил. Впереди сын Порошина, за ним Владимир Ильич, я замыкаю шествие. Наконец, подошли к заветному месту. Стоим, не шевелясь, почти по колено в воде. Через какие-нибудь пятнадцать—двадцать минут должны прозвучать глухариные голоса. Стоять в воде холодно, и мы садимся на пень. Владимир Ильич совсем озяб, у меня тоже зуб на зуб не попадает, но все-таки не шевелимся.
Видим, горизонт начинает сереть, а тока все нет и нет.
Сын Порошина шепчет:
— Неужели опоздали?
Владимир Ильич молча пожимает плечами. Ждем еще некоторое время, но результатов никаких.
— Как же дальше? — спрашивает Ильич.
Молодой егерь огорченно говорит:
— Почему вы не приехали тотчас после получения нашей телеграммы? Следовало приехать сразу, а прошла уже неделя. Вчера я проверил, глухарей было еще вдоволь. Эх, проворонили!
…Владимир Ильич очень сожалел, что так неудачно прошла охота.
Дом В. И. Порошина в селе Завидово, где останавливался В. И. Ленин
Выпив чаю и отдохнув, мы поехали в Москву.
Неудачна была на этот раз охота, но Владимир Ильич был в хорошем настроении, шутил и смеялся».
В 1920—1922 годах В. И. Ленин несколько раз приезжал в эти места. Бывал в селе Завидово, в деревне Шоша. В Шоше он останавливался в доме Ермилиных, ходил на охоту вместе с Василием Ефимовичем Ермилиным. С Владимиром Ильичом приезжал сюда Н. В. Крыленко, а иногда брат — Дмитрий Ильич.
Каков был Владимир Ильич как стрелок и охотник?
Н. В. Крыленко в своих воспоминаниях, написанных в 1928 году, отвечал на этот вопрос так: «Он ценил и любил охоту, прежде всего, как средство отдохнуть, отвлечься и развлечься… Можно прямо сказать, что стрелял он недурно, хотя сам про себя всегда говорил, что он не охотник и стреляет неважно».
Дом Ермилиных до наших дней не сохранился. Когда разлилось Московское море, та часть деревни, где он стоял, оказалась затопленной. А вот дом Порошиных в селе Завидово стоит до сих пор. Смотрит окнами прямо на асфальтовую ленту шоссе, соединяющего Москву и Ленинград, и на табличке с номером 329, прибитой к его стене, значится все та же фамилия: Порошин.
Рядом с этим деревянным домом другой, — новый, кирпичный. Здесь разместилась Завидовская библиотека-музей. Тут можно увидеть подлинные вещи, находившиеся в доме Порошиных, когда там бывал Владимир Ильич. Стол, стулья с гнутыми спинками, диван, комод. Стенды, рассказывающие о пребывании Ленина в этих краях.
По соседству с библиотекой-музеем невысокая стела черного гранита. На ней выбита надпись: «15—16 мая 1920 года в окрестностях села Завидово находился на отдыхе и охотился Владимир Ильич Ленин».
Калининцы бережно хранят все, что связано с именем Ильича, особым вниманием окружены места, где бывал вождь революции. Село Завидово — одно из таких мест, и в его скромной библиотеке-музее частые гости не только жители Верхневолжья, но и многих самых разных уголков всей необъятной Страны Советов.
Стремителен и неудержим бег времени. В далекое прошлое ушли лоскутные крестьянские поля, полунищие темные деревеньки. В местах, где бывал Владимир Ильич, сейчас ведут свое хозяйство труженики совхозов «Завидово» и «Шошинский», Завидовской птицефабрики.
Совхоз «Завидово» — один из крупных в Конаковском районе. В хозяйстве свыше 4400 гектаров пашни, почти 4 тысячи голов крупного рогатого скота. Из года в год увеличивается производство и продажа государству животноводческой продукции.
Успешно развивается растениеводство, повышается культура земледелия, эффективность использования каждого гектара пашни, растет урожайность, увеличиваются валовые сборы зерна. Только в 1979-м, сложном для сельского хозяйства году совхоз получил 720 тысяч рублей прибыли.
Мемориальная комната в здании библиотеки села Завидово (фото)
Основное направление совхоза «Шошинский» — животноводство. Ежегодно здесь производится около 2 тысяч тонн молока.
Настоящим птицеградом стала Завидовская птицефабрика. Ее коллектив получил в 1980 году 114,7 миллиона яиц, продал государству 2160 тонн мяса птицы. Все производство здесь поставлено на промышленную основу. По соседству с многоэтажными корпусами новых птичников вырос благоустроенный поселок, ничем не отличающийся от любого городского микрорайона.
Впрочем, сегодня в этих местах повсюду идет строительство. При постоянной помощи и поддержке государства труженики совхозов стремятся внести достойный вклад в скорейшее претворение в жизнь грандиозной Программы преобразования Нечерноземья, намеченной партией и правительством.
…По-прежнему неспешно несет свои воды речка Шоша, в окрестных лесах гнездятся птицы; умытые утренними росами, звенят луговые травы, вплетая свой голос в могучую песнь природы, прославляющую жизнь и труд на земле. Кажется, все, как было тогда, в двадцатом… Только вступают в этот многоголосый хор рокочущие басы мощных моторов, новых машин, пришедших на помощь земледельцу.
Но за всем этим многосильем техники, за беспокойной автомобильной вереницей мы мысленно видим и всегда будем помнить тот единственный, вызывавший восторг деревенских мальчишек автомобиль, на котором приезжал в наши края Владимир Ильич. И всегда будут жить, передаваться из уст в уста, становясь легендами и обрастая новыми подробностями и деталями, рассказы о том, как разговаривал он с местными крестьянами, как легко и непринужденно находил дорогу к ребячьим сердцам, как ходил на охоту, как шутил и заразительно смеялся»…
………
Эти строки – тоже портрет времени. Но – своего! Многое изменилось со дня выхода книги в свет. Еще больше лет минуло с тех пор, как здесь охотился вождь. Что в плюсе, что в минусе, не всегда и не всем ясно. Ясно же только одно – как сказал поэт, «Тут ни прибавить, ни убавить – так это было на земле». А былое всегда достойно общей памяти и уважения.
Кстати сказать, выше мы процитировали строки Александра Твардовского из стихотворения «Когда Кремлевскими стенами…». Это 1955 год. Суровые, жестокие строки – в них само время без прикрас. Стоит почитать и вам.