День Российской почты

День российской почты

Почта, существующая уже множество лет – точнее, тысячелетий, и постоянно при этом совершенствуется, стремясь идти в ногу со временем. 14 июля  – День российской почты.

С самых древних времен люди стремились передать информацию своим соплеменникам. Еще в каменном веке существовали «письма» – последние известия передавались дымом костров или ударами в сигнальный барабан. Позже появляются первые «почтальоны» -гонцы, которые передавали устные сообщения. Эти гонцы должны были заучить «письмо» со слов отправителя, а затем пересказать его наизусть адресату. Интересно, что память об этом до сих пор сохранилась в нашем языке. Мы гораздо чаще говорим «в письме сказано», чем «в письме написано».

Многие древние государства обладали весьма развитой структурой почтовой связи. В Ассирии, Древнем Египте, Персии, Риме по дорогам передвигалось множество гонцов – с устными сообщениями или же с папирусными и пергаментными посланиями.

С момента возникновения нового государства – Киевская Русь – в IХ веке закладываются основы русской почтовой службы. Сначала письма пересылаются со случайными людьми, чаще всего с много путешествующими купцами. Первое упоминание о гонцах, специально посланных с известиями, встречается в «Повести временных лет». Относится это упоминание к 885 году, который и принято считать началом истории отечественной почты: «послал Олег к Родимичам, спрашивая»…

Почта в силу своей важности для молодого государства довольно быстро становится упорядоченной – уже в 984 году появляется так называемый «повоз» – повинность для населения выставлять лошадей с повозками для княжеских гонцов, несущих важные вести. В 1266 г., почти на 100 лет раньше, чем в Германии – стране с наиболее развитой по тем временам почтой, возникают первые правила проезда гонцов по русским землям.

Татаро-монгольское иго принесло неисчислимые беды русской земле, но, что русские позаимствовали у захватчиков, так это новое название почты – ямская гоньба. Появилась она в ХШ веке и просуществовала до второй половины ХХ в..  На важных дорогах были построены ямские станции, где гонец мог сменить лошадь. Такой ямской станцией было и наше  село Завидово. В ХVI в. для руководства ямской гоньбой создано государственное учреждение – Ямской приказ.

Петр I за время своего правления существенно преобразовал российскую почту. Было открыто большое количество новых почтовых трактов, введены почтовые печати, заложены основы унификации почтовых отправлений, оформления их внешнего вида по единому образцу. В конце ХVШ веке появляются специальные штемпеля, оттискиваемые краской на каждом отдельном письме. К концу правления Петра I протяженность почтовых маршрутов в России достигла 10667 верст, а число почтовых учреждений – 458.

В1772 году был ликвидирован Ямской приказ, а взамен был создан Почтовый департамент, получивший административную и финансовую самостоятельность.

Вначале 70-х годов XVШ в. появляется «Проект о заведении почтовых станов и должности содержателей», на основе которого составлялись правила организации почтовой гоньбы. На почтах впервые возникает должность содержателя станции, известная впоследствии под названием «станционный смотритель» – фигура, ставшая вполне легендарной, (в селе Выра Ленинградской области даже есть музей станционного смотрителя). В то же время зарождаются новые термины: эстафета, конверт, почтовый колокольчик, тройка. Почтовая тройка тоже становится образом, глубоко вошедшим в песенное и литературное творчество.

Строительство новых дорог дало возможность объединить перевозку почты с перевозкой пассажиров. К концу XIX столетия практически вся районы российской империи были охвачены регулярной почтовой связью. Интересно, что должность почтальона в те времена была весьма перспективной и ответственной. При приеме на эту работу надо  было выдержать довольно строгий конкурсный отбор и некоторое время поработать, как сейчас говорят, на испытательном сроке, перед прохождением которого соискатель давал подписку о конфиденциальности почтовой корреспонденции.

Весьма любопытна история появления первого почтового ящика в России. Сделан он был из дюймовых досок, обшит снаружи листовым железом и установлен в Санкт-Петербурге в 1848 году. Эти ящики были чрезвычайно неудобны и слишком легко взламывались. Многие злоумышленники попросту уносили их вместе с письмами с собой. Поэтому власти вскоре заменили деревянные ящики на чугунные, весом свыше 40 килограммов. И только в 1910 году конструктор П.Н. Шабаров разработал почтовый ящик с механически открывающейся дверцей. Его изобретением пользуются до сих пор.

Первая мировая война, революция, Гражданская война нанесли значительный урон почте России. Связь столицы с частью районов была полностью или частично нарушена. Но постепенно почтовые маршруты были восстановлены, а в 1922 году началась воздушная перевозка почты на международных и внутренних линиях. Конные упряжки заменялись автомобилями, значительно пополнился парк железнодорожных почтовых вагонов. Но начинается Великая Отечественная война, и почта становится одним из самых важных стратегических объектов, подвергаясь при этом значительным разрушениям со стороны врага.

Важно было в очень тяжелых условиях организовать бесперебойную доставку почтовых отправлений между фронтом и тылом. Несмотря на то, что захватчики уничтожили около 36000 предприятий связи, ежемесячно в действующую армию из тыла доставлялось до 70 миллионов (!) писем.

Война закончилась, и к 1950 году почтовое хозяйство, разрушенное войной, было восстановлено. Растет сеть предприятий связи, в самых глухих и труднодоступных местах появляются почтовые отделения. Почта становится все более современной и механизированной, а время ожидания письма получателями все уменьшается и уменьшается. Произошло это благодаря появлению множества современных почтообрабатывающих и подъемно-транспортных машин.

Наступил ХХI век. Еще несколько лет назад невозможно было представить, что вскоре для пересылки писем совсем не потребуется налаженная веками сложная структура почтовых ведомств. С изобретением интернета и электронной почты промежуток между отправлением письма и получением его адресатом из любой точки мира занимает буквально долю секунды. Достаточно обзавестись электронным адресом (интересно, что многие пользователи е-mail называют этот процесс «завести ящик» – то есть, почтовая лексика плавно переходит для обозначения новых технологий).

Все меньше люди стали выписывать газет, а написанное от руки письмо вообще стало редкостью, хотя, согласитесь, как приятно и трогательно было читать написанные знакомым почерком строки.

Однако работы у почтальонов не стало меньше. Помимо извещений и квитанций, несметного количества посылок и бандеролей с интернет – заказами, почта сегодня – это место, где можно получить банковские и электронные услуги, оплатить коммунальные платежи, приобрести товары первой необходимости и многое другое. Наконец, почта – это место живого общения!