Возрожденные храмы Завидово (телепрограмма)
Ведущий – священник Алексий Уминский: – Есть у меня старинный друг – священник отец Валерий, настоятель Успенского храма села Завидово. Виделись мы с ним последний раз года полтора назад, и вот по какому поводу. Начинал батюшка невероятно трудное и хлопотное дело – возрождение старинных завидовских храмов. Не прошло и двух лет, а он уже зовет: «Приезжай, полюбуйся нашей красотой!»
Места и вправду удивительные: почти левитановский “Вечерний звон”, – после столичной суеты и глазами отдыхаешь, и душой. И раз уж мы встретились с отцом Валерием, лучшего повода рассказать о Завидово, о его храмах, овеянных легендами, и не придумаешь. Я-то знаю, что у батюшки на этот случай всегда найдется удивительная история, и не одна.
Кем только не работал Валерий Ильин в своей жизни. Но об этом рассказ впереди. А вот отцом Валерием он стал в 1978 году. И уже почти 30 лет он является настоятелем обоих завидовских храмов – Троицкого и Успенского, особенно им любимого.
Протоиерей Валерий Ильин: – Я не могу даже слов подобрать – настолько я здесь, в этом храме, на своем месте. Бывало, перед Пасхой, в Великую Субботу – три престола переоблачить надо, подготовить храм к Пасхальной службе – я уходил домой в девять часов вечера. Немножко отдохну, иду и говорю: “Ой, голова болит, как буду службу служить? Матерь Божия, я полено в руках Твоих. Управь меня, Царица Небесная, и будь как будет. Приду в храм – куличи освятил, началась Полунощница, и все пошло своим чередом…”
Ведущий – священник Алексий Уминский: – Завидовский батюшка и сам – здешняя легенда. Уроженец этих мест, он с первых дней пастырского служения принимал живейшее участие в жизни своих односельчан. Причем, невзирая на то, что большинство из них даже не были его прихожанами.
Протоиерей Валерий Ильин: – Моя мама – Стургинова, из крестьянской семьи, а отец – из казаков. Родители были рабочими, к Церкви относились прохладно – дома даже икон не было. А у меня к вере тяга с детства была. Бывало, пойду купаться, и если рядом никого нет запеваю: «Паки и паки Господу помолимся – Господи, помилуй!» Проверяю: как у меня, выходит ли, есть голос или нет?
Потом я работал на фабрике игрушек, во вредном цехе, и ни одного воскресного дня не пропустил чтобы не пойти в церковь.
В армии я вынужден был вступить в комсомол. Работая на фабрике, состоял в профсоюзе. Но когда узнали, что я хожу в церковь, сказали: «Ты реши: или ты в Церкви, или с нами». Я ответил: «А что, я плохо работаю?» «Нет, нормально, все хорошо, но так нельзя», – отвечают. «Тогда лучше мы расстанемся, – говорю, – я Церковь не брошу».
Ведущий – священник Алексий Уминский: – И даже когда в начале 1980-х годов прихожан практически не осталось (сказалась многолетняя атеистическая пропаганда), отец Валерий не отчаивался. Он просто продолжал свое дело. Пешком обходил дома немощных жителей дальних деревень, служил панихиды, соборовал, причащал. Как-то отец Валерий признался мне, что ни разу не провел общей исповеди: считал своим долгом поговорить с каждым, кто пришел к нему в храм. Не удивительно, что односельчане глубоко уважают своего пастыря.
Отец Валерий вспоминает, как в начале 1980-х годов за пять лет обвенчались всего две пары. Хотя годы массовых репрессий канули в Лету, человека, крестившего ребенка, могли исключить из партии. Угрожали и настоятелю, и его семье. Однако трогать уважаемого батюшку сельская власть не решалась.
Эти трудные времена отец Валерий не очень любит вспоминать. Приходилось преодолевать и страх прихожан, и препятствия, которые чинили «воинствующие атеисты». Гораздо охотнее он рассказывал мне местные легенды и предания, дошедшие до наших дней.
В 1652 году в Завидово произошло, казалось бы, ничем не примечательное событие. В доме сельского священника на ночлег остановился митрополит Новгородский Никон, который по какой-то своей надобности направлялся в Москву.
И так случилось, что митрополиту очень захотелось помолиться в сельском храме, причем в полном одиночестве.
В храме было необычно тихо. Казалось, даже свечи плавились бесшумно, не издавая привычного потрескивания. Митрополит всмотрелся в дрожащий полумрак, прошел к алтарю, опустился на колени и принялся истово молиться. Напряженная тишина царила и на паперти. Что-то словно в воздухе витало, и народ не только не разошелся по домам, а наоборот – стал терпеливо ждать, чем же закончиться это моление. Слишком уж необычным было состояние заезжего митрополита. И вот в этой тишине откуда-то вдруг раздался голос: «Получишь то, что просит твоя гордыня». Народ застыл, как громом пораженный.
Через секунду на паперть, согнувшись и шатаясь, вышел митрополит. Иноки, подхватившие Новгородского святителя, ужаснулись, ибо почувствовали на его плечах железо. Как гласит легенда, вериги срослись с телом Никона. Однако и обещание сбылось: через год Новгородский митрополит стал Патриархом всея Руси.
По преданию, Патриарх Никон спустя годы вновь приехал сюда, дал сельскому батюшке денег и наказал молиться о спасении его души.
Возникло село Завидово еще в домонгольские времена, и название получило по имени своего владельца – новгородского посадника Завиды. Кто теперь скажет, почему его так назвали. Может, удачлив да богат был; может, самого зависть снедала. Однако место для усадьбы посадник выбрал хорошее – через село прошла первая на Руси большая дорога, соединившая Москву и Новгород.
Говорят, что первый завидовский храм, еще деревянный, был построен в память о преп. Сергии Радонежском. По местному преданию великий Радонежский подвижник, проезжая через Завидово, сотворил чудо: по его молитве избавился от тяжкого недуга безвестный путешественник. В знак благодарности путник поставил в селе большой поклонный крест, на месте которого со временем и появилась первая завидовская Крестопоклонная часовня. Эта история поразила всех, и прославила завидовский поклонный крест на всю Россию.
Местные храмы благодаря своему удобному расположению и без того были любимы во всей округе. А теперь сюда стали приезжать богомольцы не только из Твери, но даже из Москвы.
Еще в 1582 году царь Иван Грозный передал все эти земли Церкви в качестве поминального вклада за убитого им сына. Со времен Ивана Грозного Завидово полностью принадлежало Архангельскому Собору Московского Кремля. А первый каменный храм – во имя Успения Пресвятой Богородицы – здесь был построен в самом начале XVII века на средства и попечением греческого архиепископа Арсения Элассонского, впоследствии причисленного к лику святых, который после переезда в Москву стал настоятелем Архангельского Собора.
Троицкая церковь в Завидово появилась 300 лет спустя, и строили ее всем селом. Завидовцам пришлось пойти на значительные траты, ибо старый Успенский храм уже не вмещал многочисленных прихожан и богомольцев.
Жизнь села Завидово резко изменилась в царствование императора Петра I. Деятельный царь задумал строительство города на Неве и превратил новгородский тракт, как сказали бы сейчас, в правительственную трассу Москва-Петербург. Здесь бывала Екатерина II. Но самым памятным событием стало прибытие траурного кортежа с телом императора Александра I.
В 1826 году у ворот храма остановилась траурная процессия. Везли гроб с телом почившего государя. Весть о смерти царя с быстротою молнии пронеслась по всей России. А в Завидово, заранее зная маршрут, приготовились ко встрече кортежа. Специально для этого в храме приготовили золоченую сень, в которой покоилось тело императора в течение всей ночи.
Удивительно, но сень спокойно пережила годы советских гонений, войну и практически в целости сохранилась до наших дней. Тайна жизни царя Александра I до сих пор не разгадана. И кто теперь скажет, кто именно лежал в гробу – действительно русский царь или двойник императора? Это может показаться простой случайностью, но после остановки в Завидово траурного кортежа все особы царской фамилии предпочитали приезжать в село без обычных для такого случая торжеств и колокольного звона, – так, как будто это едут обычные путешественники.
Испокон века в селе был ям – проще говоря, путевая станция, где странствующий люд менял лошадей, оставался на постой. Но прославился завидовский ям на всю Россию благодаря знаменитому радищевскому «Путешествию из Петербурга в Москву». Писатель посвятил придорожному селу целую главу своего произведения.
Со временем Завидово вполне могло бы стать уездным городком, но как раз в это время началось строительство железной дороги между двумя столицами, и старинный тракт быстро потерял свое былое значение. В Завидово на долгие годы установилась патриархальная тишина.
Все изменилось после октябрьского переворота 1917 года. К тому времени в селе служили два священника: отец Николай Дмитров и отец Григорий Раевский, уроженец Завидово. Оба пользовались огромным уважением прихожан. Отца Григория односельчане особенно ценили за его красноречие и проникновенные проповеди.
Протоиерей Валерий Ильин: – Отец Григорий занимался иконописью, был очень строгим. А отец Николай – помягче. До революции село было поделено на две части. Одну сторону окормлял отец Николай, другую – отец Григорий, и они периодически менялись.
Ведущий – священник Алексий Уминский: – Не раз любовь простых людей к своим пастырям становилась поводом для гонений на священников. Как и во всей России, в первые годы советской власти в Завидово был организован колхоз. Однажды, чтобы показать по всей округе преимущества нового порядка, председателю было поручено провести праздничную демонстрацию крестьян. Всех жителей села, имевших лошадей, обязали явиться утром с подводами, чтобы проехать по району торжественной колонной. Однако завидовцы предпочли пойти утром в храм, и в тот день в церкви собралось столько народа, что богослужение продолжалось почти до вечера.
Протоиерей Валерий Ильин: – Служба началась, и люди готовились причащаться. Представьте себе – два священника должны исповедовать и причастить 600 с лишним человек. Конечно, служба затянулась и закончилась около трех-четырех часов дня. И власти посчитали, что «попы сорвали агитацию, они контрреволюционеры, враги новой власти». Священников арестовали. Жители плакали, просили чтобы их не забирали.
Ведущий – священник Алексий Уминский: – Одного этого уже было достаточно ОГПУ для того, чтобы на следующий день начать расследование с целью непременно осудить хотя бы одного из священников. И хотя следствие доказать их вину так и не смогло, печально знаменитая “особая тройка” приговорила отца Григория к 5 годам заключения. Он был отправлен на каторжные работы – на строительство Беломорканала.
Освободили батюшку в начале 1934 года. Он вернулся в Завидово и снова начал служить в храме. Однако жить становилось все труднее и труднее. Вскоре он продал дом колхозу, а сам поселился с семьей сначала в доме отца Николая Дмитрова, а затем у одной доброй женщины неподалеку от храма. Но через три года отца Григория вновь арестовали. На этот раз “тройка” НКВД приговорила священника к высшей мере наказания. Протоиерей Григорий Раевский был расстрелян сразу после объявления приговора.
Похожая судьба была и у второго завидовского священника – отца Николая Дмитрова. Уважение и любовь завидовских прихожан к батюшке были столь велики, что власти долгое время не решались арестовать священника. Ему угрожали, пытались заставить снять священный сан, оставить служение. Взамен обещали уменьшить непосильный налог. Наконец, настало время, когда батюшка не собрал нужной суммы и был арестован.
Когда он вернулся из заключения, угрозы и гонения продолжались. В 1938 году его арестовали снова. На этот раз доказательством его вины было белье, приготовленное им на случай ареста. Судья так рассудил – раз готовился, значит виноват. На следующий день батюшку расстреляли.
Честно пройдя свой жизненный путь до конца, оба завидовских священника были канонизированы как Новомученики Российские, вместе с другими, пострадавшими за веру.
Тысячи священников были брошены в лагеря и сгинули в безвестности. Храмы были разграблены и разрушены. До самой войны продолжались жесточайшие гонения на Церковь. Нелегко пришлось в эти годы и завидовским храмам. Перед Великой Отечественной войной здесь разместился спецполк НКВД, и по приказу командования красноармейцы сломали колокольню Успенского храма. А основание для сноса было простым: “чтобы глаза не мозолила”.
Кроме того, правление колхоза устроило в Троицком храме зернохранилище, потом – стеклодувный цех. И только храм Успения Пресвятой Богородицы не был закрыт. Все эти годы в нем продолжались службы. Угроза нависла над последней завидовской церковью в годы хрущевских гонений.
Протоиерей Валерий Ильин: – В 1950-е годы храм решили закрыть, священнику не давали регистрацию. Но ключи находились у верующих, и так как здесь проживало много монашествующих, то служба совершалась мирским чином. С 1951 по 1955 год прихожане обращались с просьбой вернуть в храм священника, собрали около трех тысяч подписей. И вот в 1955 году пришла резолюция: бюрократических действий не чинить, а храм оставить как он был.
Ведущий – священник Алексий Уминский: – Жители Завидово дошли до самого Хрущева, пытаясь умерить пыл партийных чиновников. Люди обращались к генсеку, несмотря на то что уважаемый Никита Сергеевич обещал к 1980 году показать советскому народу «последнего попа». Теперь трудно сказать, почему от сельского храма отступились. Скорее всего, Хрущев согласился не трогать храм в Завидово, исходя из известного правила: не грабь где живешь, – ведь Завидово было любимым местом отдыха коммунистических вождей, и не только отечественных. В знаменитое охотхозяйство привозили даже зарубежных гостей – лидеров компартии.
В один из таких приездов с генеральным секретарем компартии ГДР Вальтером Ульбрихтом в окрестностях Завидова произошла забавная история. Желая угодить высокому гостю, Никита Сергеевич решил устроить для него охоту на настоящего русского медведя. Хрущев вызвал старшего егеря кремлевского охотхозяйства в Завидово и приказал ему провести облаву на зверя.
В Завидово медведей отродясь не бывало, но с генсеком спорить бесполезно, и смекалистый егерь где-то раздобыл старого циркового мишку. В нужный момент топтыгина выгнали под ружье немецкого товарища, но как назло в это самое время по тропинке на велосипеде проезжала баба. Увидав медведя и насмерть испугавшись, она свалилась с велосипеда и убежала. В этот момент товарищ Ульбрихт вышел из рощи с карабином. Мишка, увидев свою любимую игрушку, сел на велосипед и укатил. Ошалевший немец так и не смог выстрелить.
Так ли это было на самом деле – трудно сказать. Но Хрущев внял просьбам прихожан. Однако хотя храм не закрывался, непомерные налоги, а также многочисленные отчисления в Фонд мира, Фонд охраны памятников истории и культуры, на проведение конференций обкомов профсоюзов, и тому подобные добровольно-принудительные взносы сделали свое дело – приходская казна оказалась пуста, а церковь находилась на грани разрушения.
Протоиерей Валерий Ильин: – Вы только посмотрите что здесь было – мерзость запустения! Мы 10 тракторов мусора вывезли до начала реставрации, все стены были пробиты, кругом трубы – ужас! И сейчас как во сне – подхожу, и вроде бы глазами ощущаю и сердцем, а умом понять не могу, как это за год и 10 месяцев все это воздвигли – порушенную колокольню и Троицкий храм. В самом начале, когда побелка слетела и на стенах открылись лики святых, я так плакал у той иконы, где Спаситель несет крест.
Ведущий – священник Алексий Уминский: – Два года назад был учрежден общественный Фонд возрождения храмового комплекса в селе Завидово. Духовным руководителем попечительского совета Фонда стал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Слава Богу, нашлись благотворители, и на их средства возродились завидовские храмы. Они преобразились буквально на глазах.
Протоиерей Валерий Ильин: – Я всегда говорю, что здесь Матерь Божия, Архистратиг Михаил, Илья Пророк и, конечно, Святая Троица, а я – дворник, завхоз и сторож, который должен все это охранять и оберегать. Вот мое здесь назначение – служить Богу и все это сохранить.
Ведущий – священник Алексий Уминский: – В прошлом году произошло радостное событие. На третий ярус колокольни были подняты 12 колоколов, один из которых – поистине исполинских размеров 5-тонный праздничный “Благовест”, настоящая гордость завидовской звонницы.
Недавно у отца Валерия был праздник – Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II посетил завидовские храмы. Это большое событие и для прихожан, и для самого отца-настоятеля. И только одному Богу известно, сколько сил он отдал для того чтобы древние храмы снова засияли золотом куполов.
Служба прошла в возрожденном храме Святой Троицы при огромном стечении народа. Святейший Патриарх заметил, что именно отец Валерий в ревностном пастырском служении привлек сердца многих людей, ставших благотворителями прихода и помогавших возрождать поруганные святыни.
Святейший Патриарх Алексий: – Пусть преподобный Андрей Рублев помогает Вам в пастырских трудах Ваших, которые Вы усердно, ревностно несете во славу Божию. С праздником, да хранит вас всех Господь по молитвам Царицы Небесной на всех путях жизни вашей.
Ведущий – священник Алексий Уминский: – Помните знаменитую фразу из фильма «Покаяние»: «Кому нужна дорога, если она не ведет к храму». Ведь если ты не идешь к своему спасению, то куда ты движешься? Что ждет тебя впереди?
Промыслительно, что завидовские храмы стоят как раз у дороги меж двух российских столиц. Кто-то мчится по ней навстречу новым житейским заботам и попечениям, а кто-то шаг за шагом приближается к храму.
Телепрограмма «Православная энциклопедия»
(Эфир на канале ТВЦ 10.07.04)