В ЗАВИДОВЕ ВСЕМ ПРИХОДОМ ПОКЛОНЯЛИСЬ КРЕСТУ ГОСПОДНЮ И УГОЩАЛИСЬ МЁДОМ
14 (1 по старому стилю) августа православная церковь празднует Происхождение (изнесение) честных древ животворящего Креста Господня, празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, который в народе называют Медовым Спасом.
У этого праздника несколько народных названий — Первый Спас, Спасовки, Спасов день, Происхожденьев день, Маковеи (Маккавеи), Медовый, Пчелиный, Мокрый, Водный, Спас на воде.
Август богат на важные православные праздники и связаны они с сезонным сбором урожая. Всего существует три Спаса, каждый из которых связан с определенным августовским угощением: Медовый, Яблочный (19 августа) и Ореховый (29 августа).
В первый из трёх праздников — Медовый Спас — христиане почитают труд пасечников. Утром принято посещать церковь и освящать мёд.
Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня, также Всемилостивый Спас — православный праздник в первый день Успенского поста в этом году совпал с воскресным днём.
По обычаю, в Медовый Спас принято приносить в храм для освящения мёд нового сбора, мак, лекарственные травы — всё, чем так плодоносен август. В храмах в этот же день совершается чин малого освящения воды.
Прихожане села Завидово собрались для молитвы в Троицкой летней церкви. По окончании Божественной Литургии настоятель Храмового комплекса села Завидово протоиерей Пётр Дубяго в своей проповеди рассказал прихожанам и детям историю праздника, как в IX веке, после победы Константинополя над опасной для людей эпидемией священнослужители вынесли из храма часть Креста, на котором распяли Спасителя, и позволили народу ради исцеления поклониться этой святыне.
Также в этот день Церковь отмечает Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Оно было установлено в честь знамений от этих икон во время сражений святого князя Андрея Боголюбского с волжскими булгарами в 1164 году.
И сегодня в честь Животворящего Креста Господня в храмах на утрене после великого славословия происходил вынос Креста, чтобы каждый желающий мог поклониться святыне.
Вспоминают 14 августа и семерых братьев-мучеников Маккавеев с их матерью Саломией. А позже, на языковом, звуковом уровне получилось «сращение» народного обычая (с 14 августа на полях начинали собирать мак и печь пироги с этой начинкой) и этого церковного праздника.
Отец Пётр пояснил прихожанам, почему Медовый Спас называют ещё и «Спасом на воде». После Крестного хода по давнему обычаю совершались водосвятия на реках, в этот день чистили старые и освящали новые колодцы, водоёмы и святые родники.
Отец Пётр напомнил всем о народных традициях. На Руси времена всех этих церковных праздников совпадали ещё и с периодом сбора меда. Летний медосбор — самый обильный: из разноцветья и разнотравья получаются богатые вкусом сорта мёда. В старинных источниках мёд описан как «сок от ночной росы, — от той, что пчёлы собирают с цветов благоухания». Считается, что мёд обладает особой силой и хорошо помогает при лечении многих болезней. Поэтому в праздничный день каждый получил из рук батюшки освящённый мёд.
Заранее зная о таких богатых традициях дня 14 августа, детвора летней Воскресной школы прихода всю неделю готовила праздничные корзинки для освящённого меда, украшала их цветами и лентами. Не отставали от юных прихожан и взрослые люди.
Кулинарные традиции Медового Спаса не могут не радовать сладкоежек: в этот день пекут постные медовые пряники, коврижки, постные блины с мёдом, пироги, пирожки, рулеты и торты с мёдом и маком, готовят медовый квас, варят медовуху.
Завидовские кулинары и на этот раз отличились. Общей трапезой у храма на свежем воздухе под колокольный звон вместе с отцом Петром всей дружной семьёй пили чай из свежих трав с медовыми оладьями, приготовленными детьми под руководством родителей, со всякими вкусностями и, конечно, с освящённым мёдом.
После молитвы и трапезы — дети, педагоги, родители вместе с отцом Петром почтили поклонный Крест на старой Московской дороге. Пропели тропарь, кондак и величание праздника. Батюшка напомнил историю старинного придорожного Креста.
Сохранение русских народных и духовных традиций даёт всем людям надежду на продолжение заповеданного нашими прадедами почитания святынь и вовлечение в это благое дело всё новых поколений православного люда.